Как определить, что является причиной болезни?

Швейцария – одна из самых развитых стран мира, которая справедливо гордится своей медицинской отраслью. Почему швейцарские родители, имеющие возможность пользоваться прекрасными традиционными медицинскими учреждениями, охотно доверяют своих детей специалистам по антропософской медицине? В чем состоят преимущества их методов лечения? Может ли влияние родителей сделать детей здоровыми? Об этом рассказывает доктор Михаэла Глэклер, руководитель медицинской секции свободной высшей школы духовной науки в городе Дорнах.

— Интересно, что воспитание действительно может предотвратить возникновение телесных заболеваний. Установлено, что иммунная система детей укрепляется, когда они чувствуют себя защищенными, уверенными, когда постоянно присутствует родительская любовь. Таким образом, ко мне на прием очень редко попадают дети, у которых дома хорошая атмосфера. У детей с ослабленной иммунной системой почти всегда не все хорошо в отношениях с окружающим миром, родителями. Конечно, есть и исключения. Заболевания могут быть наследственными, генетически запрограммированными. Однако если ребенок плохо чувствует себя дома, его оскорбляют и травят ровесники, воспитатели или учителя, он будет болеть гораздо чаще. Педиатры должны это понимать и поэтому в педиатрии столь важно сотрудничество между врачом, родителями и педагогом.

Именно психологический аспект следует учесть как лучший вид профилактики.

В лечении заболеваний антропософская медицина тоже имеет свои особенности. Даже если у ребенка какое-то острое инфекционное заболевание, острый бронхит с высокой температурой, который может перейти в воспаление легких, даже тогда антропософский врач не спешит давать антибиотики. Я не даю также жаропонижающие средства, если температура не достигла 39,3С. Почему нет? Ибо температура – это нормальная реакция организма, которая стимулирует все иммунные процессы. Сразу дать жаропонижающее – не позволить развиться иммунной реакции. Безусловно, нужно выяснить, способен ли ребенок пройти из-за такой температуры. Для этого я обращаю особое внимание на сердечно-сосудистую систему. Если с сердцем все нормально, ребенка нужно поддерживать в состоянии стабильно повышенной температуры без повышения и значительного снижения. Когда маленький пациент начинает наконец потеть, нужно помочь ему наконец-то сбросить температуру — можно раскрыть, дать теплое питье… Весь период протекания болезни я также поддерживаю ребенка гомеопатическими и другими антропософскими природными лекарственными средствами. Такие препараты усиливают защитные силы организма, а не действуют против него как антибиотики. По собственному опыту могу сказать, что только один процент детей с респираторными заболеваниями действительно нуждается в лечении антибиотиками. Другим помогут разнообразные компрессы, которые ускорят процесс выздоровления и улучшат общее состояние и дыхание – с лимоном, творогом и т.д.

– Доктор Михаэла, все методы и средства, которые Вы перечислили, присутствуют в арсенале врача уже не одно столетие. Однако до эры антибиотиков даже обычная простуда или воспаление легких могли закончиться летальным исходом. Сейчас врачи часто прописывают антибиотики из-за осторожности. Насколько я поняла, антропософская медицина также использует антибиотики, но очень умеренно. Не могли бы Вы дать несколько советов – когда эти препараты действительно необходимы? Как не упустить момент, когда уже может быть поздно?

– С маленькими детьми рядом должна непременно быть мама. Она должна ежечасно осматривать малыша, и если что-то в его состоянии изменилось – срочно сообщить врачу. Если ребенок уже взрослый, за ним достаточно наблюдать раз в 3-4 часа – температура, пульс, цвет кожи. Это несложно и по силам родителям. Острое состояние длится несколько дней, после чего уже видно – лучше малышу или похуже. Если контакт между родителями и врачом очень хорош, и если врач может каждый день посещать пациента, нет никакого риска. Дети просто так не умирают – они вообще жить хотят.

С антибиотиками же быстро можно изменить ход болезни, особенно если вливать их внутривенно, то можно потерять контроль над ситуацией.

Раньше люди умирали, потому что были уже пожилыми, имели ослабленную иммунную систему или сопутствующие заболевания. Для подобных случаев антибиотики очень важны. Я люблю антибиотики! Однако они нужны в общей сложности в 5 процентах случаев. Если исключение сделать правилом, пациенты вряд ли выиграют. Обычно по болезни люди должны стать здоровыми, а не умереть. Однако родителей и врачей запугивают, их убеждают, что без антибиотиков ребенок умрет.

– Острые инфекционные болезни Вы также лечите с минимальным употреблением фармпрепаратов?

– Да. Могу в качестве примера привести исследование, проводившееся в Африке. На этом континенте очень часто встречается корь, потому что иммунная система у детей истощена хроническим недоеданием. Исследование инициировал антропософский врач, работавший в миссии «Врачи без границ». Этот врач заметил, что дети умирают очень часто из-за того, что им постоянно дают жаропонижающее лекарство. Своих пациентов он лечил иначе – только антропософские средства. У него выживало гораздо больше детей. Сейчас догадки врача подтвердили многочисленные исследования. Хотя в мое время, когда я еще была студенткой, я бы провалила экзамен, если бы отказалась лечить лихорадку жаропонижающим. Лишь с 80-х годов студентов начали учить по-другому. Сейчас будущим медикам говорят, что не всегда следует назначать жаропонижающее. Даже к антибиотикам стали относиться более критически. И не только потому, что к ним очень быстро развивается нечувствительность. Также заметили, что дестабилизация иммунной системы приводит к аллергическим проявлениям. Поэтому, работая с любыми заболеваниями — детскими инфекционными, острыми, хроническими, антропософская медицина всегда старается учитывать физиологию организма, выбирая то, что подходит телу в каждом частном случае. Все мы должны прежде быть врачами в академическом понимании, иначе мы не можем быть антропософскими врачами. Именно поэтому антропософская медицина разрешена по всему миру.

— Действительно ли есть болезни, которыми желательно переболеть всем без исключения в детстве?

— В течение жизни человек болеет тремя основными разновидностями заболеваний. В детстве преобладают острые воспалительные заболевания. Если ребенок начинает посещать детский садик, количество таких заболеваний увеличивается. Иммунная система еще не сформировалась, таким образом происходит ее становление. Прививка – это не всегда правильно, потому что они меньше стимулируют иммунную систему, чем болезнь. Я прививаюсь только тогда, когда вижу, что организм самостоятельно не сможет преодолеть болезнь. А также, если меня к этому вынуждает государство — я должен соблюдать законы. Врачи – это эволюционеры, а не революционеры.

В середине жизни преобладают психосоматические заболевания (хотя бывают они и у детей). Их суть – научиться душевной эмансипации. Человек должен четко осознать, что не каждый злой взгляд или другой отрицательный раздражитель должен нанести вред его здоровью. Она должна учиться выдерживать стресс на рабочем месте. Когда личность душевно стабилизируется, эти заболевания исчезают.

В конце человеческой жизни преобладают хронические заболевания. Причины этих болезней – конфронтация с мнением о том, что возможности тела становятся более ограниченными. Человек вдруг осознает ценность своей материальной сущности, начинает более тщательно ухаживать за телом. Каждое улучшение состояния принимается с благодарностью. Личность учится жить между проходимым телом и непроходимой вечной душой. Хронические болезни в зрелом возрасте заставляют упомянуть о духовности. Каждая болезнь имеет свой смысл, каждая не случайна для конкретного человека. Одно заболевание может включать в себя разные задачи для разных людей. Надо уметь наблюдать за своей болезнью.

– Как определить, что на самом деле является причиной болезни у пациента?

– Есть люди, которые не хотят это знать. Они настолько взбешены из-за того, что болеют, что иного их уже не хватает. Тогда это уже задача врача – определить и донести до пациента истинную причину его заболевания. Без этого лечить бесполезно. Чем лучше я понимаю суть заболевания, тем лучше я могу помочь пациенту пройти через этот кризис. Конечно, маленькие дети еще не могут анализировать подобные вещи. Для этого есть родители. К примеру, если у ребенка постоянные синуситы или больные аденоиды, нужно разработать конституциональную терапию на несколько лет, чтобы преодолеть эти слабые места. Научить иммунную систему преодолевать болезни. Для этого нужно время. Отлично использовать музыкотерапию. Если удастся за 2-3 года помочь ребенку встать на путь здоровья – это уже суть этой болезни.

Если же мать ребенка-инвалида хочет знать, почему у него такой ребенок или взрослый спрашивает, почему у него рак – нужно очень серьезно отнестись к этому вопросу. По собственному опыту могу засвидетельствовать – если честно и правдиво жить с подобным вопросом, ответ приходит непременно. Для меня это может быть неожиданная мысль, которая появляется в голове, или цитата из неожиданно вызывающей догадку книги… С этой догадкой стоит вернуться к ситуации, которая есть, проверить ее правильность. Тогда можно поговорить с пациентом или его матерью, посоветовать все хорошо продумать. Ведь пока он сомневается, вопрос остается неопределенным. Очень вредно использование гипнотических методов для определения причин заболевания. Когда пациента гипнотизируют, у него отнимают его свободу и суверенность. Кроме того, нельзя быть уверенным, что сказанное под гипнозом – это действительно от пациента, а не услышанное в кино или от других людей. Сам гипнотизированный также не будет верить сказанному в не определенном сознании. Антропософская медицина воспринимает пациента как свободную личность. Поэтому я никогда не буду использовать методики, которые дезактивируют человека.

— В Украине многие убеждены, что оздоровительные системы способны подарить здоровье. Им не хватает силы воли заниматься за ними, но если бы хватало, думают они, то мы наверняка уже забыли бы о болезнях. Но есть много таких, которые придерживаются всех наставлений, а здоровье так и не нашли. Стоит ли так издеваться над собой, когда болеть можно и более комфортно, без диет или ледяной воды?

– Антропософская медицина в первую очередь ищет причину всех явлений. Когда я лечу человека, пытаюсь понять, действительно ли он хочет вылечиться. В это трудно поверить, но есть много таких, которые своими болезнями очень довольны. Некоторые пациенты идут к врачу только для того, чтобы убедиться, что их болезнь не очень сложна. Им напротив, очень сложно. Часто услышав от специалиста, что болезнь не смертельная, они начинают уживаться с ней и всем вполне довольны. Как врач, я должен дать детальный прогноз болезни и не привязывать к себе пациента, даже если у этого есть финансовые основания. Однако если пациент действительно хочет вернуть утраченное здоровье, я обязана ему помочь. И тогда я должна научить его бороться за здоровье, а не просто жить с болезнью.

— Люди с психосоматическими заболеваниями идут к психологу или психиатру. Там его проблему начинают рассматривать, а это в определенной степени вторжение во внутренний мир человека. Как это опасно?

– Конечно, это зависит от того, к кому попадает пациент. Я очень осторожно советую своим больным психотерапевтам, причем всегда проверяю, что это за человек, по какой методике он работает. Иначе могут быть проблемы. Однако в антропософской медицине есть еще один метод лечения психосоматических заболеваний. Мы называем его биографической работой. К психотерапевту я отсылаю пациента только тогда, когда он действительно душевно несамостоятельный и нуждается в посторонней помощи. Если же кто-то хочет самостоятельно решить свои проблемы и нуждается только в определенной поддержке, ему следует выполнять биографическую работу. Врач дает определенные задачи, а пациент под определенным углом рассматривает свою биографию. Он идет по пути самосознания, учится вносить ясность в отношения с самим собой. И тогда психосоматические проблемы можно решить.