Грипп от… нервов

Для возникновения простудных болезней, оказывается, достаточно стресса

Ни для кого не секрет: как только зима вступает в свои права – резко растет количество простудных заболеваний, в частности у детей. Эпидемии, а часто и пандемии… все эти карантины, маски, пропуски уроков, больничные родителей по уходу за ребенком… Что же тут такого, скажете вы: всем известно, что именно в холодное время года активизируются старые и вступают в действие новые штаммы инфекционных возбудителей, нападающих на юные организмы. Низкая температура на улице тоже прикладывает руку. Но давайте посмотрим на эту проблему с другой… психологической точки зрения.

При чем здесь кузнечики?

Педиатр Леся Будз делится интересными наблюдениями. По ее словам, почти 100 % учащихся, преследуемых переутомлением и чрезмерными нагрузками (в виде факультативных занятий, кружков и разнообразных бассейнов-музшкол), хотя бы раз за учебный год болеют хоть одним инфекционным заболеванием дыхательной системы (не имеет значения, грипп это, бронхит или тонзиллит).Взрослые очень часто наблюдают такой ничем не объясненный факт, что когда ребенок чем-то недоволен или чего-то требует, он вдруг начинает болеть. Все это в большинстве своем списывается на симуляцию, агравацию и «показ кузнечиков» в скучный школьный день. Но повышенную температуру разве можно симулировать? А как же нужно «вдохновлять» легкие, чтобы «подделать» мокрый кашель и сопли из носа? Ну что, задумались?

Неудачи в школе и периодические конфликты в детском коллективе – психологический фактор номер два, который бок о бок идет с инфекциями и способен спровоцировать их появление. Врач говорит: если эмпирически представить сто неудачников-школьников, то примерно треть из них выражена склонна к ОРВИ и подхвату другой «заразы».

Все остальные дискомфорты, дергающие незрелую нервную систему, способны у десяти процентов школьников вызвать грипп или ангину. Это и недовольство школой, и скука на уроке ненавистного предмета и даже, представьте себе, в старших классах неудачи в личных отношениях с противоположным полом. Интересно, задумывались ли учителя, отправляя к школьному врачу Иваненко-Петренко-Сидоренко, когда у него поднялась температура, над тем, что, может, ущемили его школьные интересы?

Няня не виновата!

Не менее подвержены ОРВИ в связи с психологическим фактором и дошкольники.

– Чаще всего гриппируют дети, которых мама оставила на няню или бабушку, а сама вышла на работу, – в который раз сегодня удивляет нас Леся Юрьевна. – При том, что болезни детей в этом случае пытаются объяснить недостаточным уходом недобросовестной няни. На самом деле это своеобразный протест скучающего за мамой ребенка.

Педиатр напоминает яркий пример ее собственной врачебной практики. Четырехлетняя девочка начинала температура едва не мгновенно, когда родители оставляли ее с бабушкой на каких-то пару часов. Ребенка принципиально не отдавали в детский сад, считая его слишком хилым и чувствительным к инфекции, которой, по мнению родителей, кишмя кишит в детсадах. На самом деле энергичный ребенок просто… страдал от одиночества! Старушка бабушка не умела полноценно развлечь этот маленький волчок.

Я предложила водить Олеску хоть на полдня в детсад. Потом прошла еще одна неделя, дальше еще одна… Девочку перевели на полноценное посещение детсада. За ту зиму она ни разу не затемпературила и не закашляла! Ребенок просто остро нуждался в обществе. Еще немного, и из-за его отсутствия заработал бы детский невроз. А детская нервная система сигнализировала, оказывается, об одиночестве опосредованно через иммунную систему.

Нервная система – против иммунной

А вот психологи, которых как никакого другого специалиста касается тема «психоинфекции», вообще удивили своим комментарием. И дело не в общеизвестном, старом как мир постулате, что, мол, все болезни (в том числе детские) – от нервов.

– Организм, в частности, детский – это цельная структура. Следовательно, если его ущемить в одном месте, то откликнуться может в другом, – так поэтически объяснил нам американский практический психолог Иван (Джон) Боцюра. – Все сводится к тому, что, образно говоря, все системы и органы детей школьного возраста в каком-то смысле борются за ресурсы и кирпичики на их рост. В частности, иммунная система очень тесно связана с нервной – они обе буквально выдергивают друг у друга питательные вещества и строительные материалы. Поэтому ничего удивительного нет, когда у ребенка стресс, у него резко снижается планка иммунной защиты. А возбудителям инфекционных болезней только этого и нужно.

…Возможно, эти гипотезы еще нуждаются в скрупулезных доказательствах и статистических выборках. Однако почему бы родителям не свести к минимуму все риски, которые могут спровоцировать ненавистное ОРВИ? В том числе дать отпор и минимальным детским стрессам, нервному напряжению и переживаниям из-за неубранного балла? А этот большой жирный микроб, который до сих пор сидит и ждет детской уязвимости? Поборем и его!

Есть депрессия – ждите воспаления

Новую теорию нервных и психологических расстройств выдвинули профессор психиатрии и бихевиористики университета Эмори доктор Эндрю Миллер и заведующий кафедрой психиатрической онкологии Института онкологии Виншипу, профессор Аризонского университета Чарльз Рейзон. Они считают, что нарушения психоэмоциональной сферы появились как явления в ходе эволюции иммунной системы. Статья об этом опубликована в одном из последних номеров журнала Molecular Psychiatry.

– Мы обратили внимание, что большинство наследственных изменений, связанных с депрессией, также влияют на работу иммунной системы, – рассказал доктор Миллер. – Например, у людей в состоянии депрессии уровень воспаления, как правило, выше, даже если нет необходимости борьбы с инфекцией. Нарушения сна и перепады настроения также являются частыми спутниками начала иммунной активности.