Уроки… для родителей

Кы полезно стоять над душой и кто ответственен за домашние задания? Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть клиентов. Ребёнок уже в младших классах не хочет учиться. Не посадить за уроки. Если все-таки садится, все время отвлекается и все делает кое-как. На приготовление уроков уходит очень много времени, и в результате ребенок не успевает погулять, поиграть, ходить в какой-то кружок, заняться еще чем-то полезным и интересным. А еще ей вечно ничего не задано. Вот схема, которую я использую в этих случаях: 1. Ищу в медицинской карточке с самого начала, есть ли (или была) какая-нибудь «неврология». Буквы ПЭП, ППЦНС или еще что-нибудь похожее. 2. Выясняю у родителей, есть ли у ребенка честолюбие (переживает ли за ошибки и двойки, или ему все равно), и отдельно — есть ли он у них самих (сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что обучение — это его работа, кем и как она должна стать. 3. Подробно расспрашиваю, кто отвечает за приготовление уроков. (Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на «самотек», проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.) 4. Объясняю родителям, что это именно им ( и учителям) нужно, чтобы ребенок – младший школьник – готовил уроки. Ей самой это не нужно вообще. Она бы лучше поигралась. Взрослая мотивация («я должен сейчас сделать неинтересное, чтобы потом, несколько лет спустя…») появляется у детей никак не раньше пятнадцати лет. Детская мотивация («хочу быть хорошим, чтобы мама (Мария Петровна) похвалила») обычно исчерпывает себя до девяти-десяти лет. Иногда (если ее очень эксплуатируют) и раньше.

Что делать?

Если соответствующие неврологические буквы в карточке оказались, значит, у ребенка собственные волевые механизмы чуть-чуть (или сильно) ослаблены, и родителям придется над ней некоторое время «зависать» – по показанию, как лекарство. Иногда достаточно просто держать руку у ребенка на голове, на макушке – и она в этом положении за двадцать минут все задачи (как правило, небольшие) выполнит. А вот надеяться, что она все в школе запишет, не стоит. Поэтому нужно сразу завести альтернативный канал информации. Но волевые механизмы нужно развивать и тренировать (иначе они так никогда и не заработают). Поэтому регулярно (например, раз в месяц) следует немного «отползать» со словами: «О, мой сын (дочь моя)! Может, ты уже стал таким взрослым и умным и т. д. что сможешь сам переписать упражнение? А задачу к нему сделаем вместе? …Сможешь сам встать в школу по будильнику? …Сможешь решить столбик примеров? «Если не получилось: «Ну что ж, пока ты недостаточно взрослый. Попробуем снова через месяц». Если вышло: ура! Если букв в карточке нет, а ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент. «Отползти» гораздо дальше предыдущего пункта и дать ребенку максимум свободы. Если нахватает двоек и даже пару раз в школу опоздает, ничего страшного. Здесь что важно? Это эксперимент не мстительный («Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня!..»), а дружеский («А вот давайте посмотрим…»), ребенка никто ни за что не ругает, но вот за малейшие успехи поощряют («Прекрасно, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но какая я рада, что все выяснилось!») Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика. Если нет ни букв, ни честолюбия (у ребенка), то надо искать ресурс снаружи – то, что ребенку интересно и что у него получается. У каждого что-нибудь такое есть. Если ребенку комфортно и в чем-то он будет успешным, школе от этих «щедрот» тоже достанется: от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть-чуть ответственнее. Если у ребенка – буквы, а у родителей – честолюбие («дворовая школа – это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!»), то ребенка оставляем в покое и работаем с родителями. Таков алгоритм, который обычно я предлагаю родителям. Но среди наших читателей есть и родители, и педагоги, и психологи. Можете ли вы захотите что-то возразить или, наоборот, добавить или уточнить? Ведь проблема более распространена, и ваш опыт может оказаться для многих полезным. * ПЭП – собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающие в перинатальном периоде жизни ребенка. ППЦНС – перинатальное поражение центральной нервной системы. Екатерина Мурашова, http://www.snob.ru