Ежи в тумане, или Чему учат в школе?

Озанимается. Но даже самоотверженный труд взрослых и детей не является гарантией хороших знаний. Главная проблема для учащихся—отсутствие четкой системы в подаче информации. Огромные ее объемы, хаотически «напичканные» в головы школьников, не проясняют картины, а уподобляют ученика ежику в тумане: что-то где-то видно, но общее направление движения непонятно. Можно ли при этом ожидать от учащихся интереса к изучаемым предметам? Все чаще родители обращаются к репетиторам с просьбой систематизировать знания ребенка: «Она в меня и правила знает, и формулы. Сидим до ночи. У нас лицей, поэтому много задают. А что к чему — не понимает. Помогите расставить все по полочкам». И что интересно: когда взять тетрадь ученика и посмотреть, какие задачи и в каком объеме выполняют в школе, а какие и сколько задают домой, возникает твердое убеждение: у многих учителей тоже есть проблемы с разложением материала по другой. . Но только репетитора у них нет. Наверное, такими вопросами должна заниматься администрация — завучи, директор. Но у них свои заботы — ежедневный бумагооборот отчетов-приказов, нехватка денег на ремонт крыши или паркана. Но они и сами являются винтиками той же школьной системы. Учителю легче со послушными и легко управляемыми учениками, директору школы – с такими же учителями и завучами, чиновнику – с директорами. Может, именно поэтому столько неуверенных в себе людей в нашей школе? Последний учительский съезд стал подтверждением этого. Много говорилось о том, что школам нужна автономия. И академическая, и финансовая. Эти прогрессивные европейские реформы могут принести пользу каждой конкретной школе и стране в целом. Но это в идеале. Справится ли с автономией большинство наших школ? Ведь придется и программы, и учебники самостоятельно выбирать, и отвечать за результаты своей работы. Возможно, лучше активно продвигать идеи дистанционного обучения и экстерната? Сколько времени сэкономили дети для полезных и нужных занятий с репетитором или родителями! И еще на всевозможные кружки и секции, на чтение книг и прогулки на свежем воздухе осталось бы. Такая реформа нам очень согласилась бы. Тем более что она очень уж близка нам всем. Тогда, может, веселее и интереснее стала жизнь и школьника, и учителя? Конечно, это шутка. Школа нужна нашим детям. Но школа радостна, полезна и эффективна. Есть ли у нас такая? Ответ на этот вопрос (или по крайней мере информацию для размышлений) дают нам результаты вышеупомянутого исследования. Оксана Онищенко, «Зеркало недели. Украина» №5.