Какие игрушки нужны ребенку до года?

Первый год жизни – это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребенок совершает огромный скачок в своем развитии, в котором можно выделить три качественно разных периода:

На первом месяце жизни организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого , а в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращенная к нему улыбка.

В возрасте от 1 до 6 месяцев главной деятельностью младенца является эмоциональное общение со взрослым происходит интенсивное развитие личности и всех психических действий ребенка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребенка, направленные на предмет.

От 6 до 12 месяцеву ребенка формируется интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и ведущей становится игровая деятельность. Общение со взрослым становится деловым – малышу нужны не только ласковые слова и внимание, но и игрушки и общие игры.

Понятно, что для ребенка в каждом из этих периодов нужна игрушка. И покупаем мы игрушки, не задумываясь, доверяя своей интуиции и ориентируясь на то, что понравилось в магазине. Сегодня мы можем выбирать из широкого ассортимента детских игрушек в магазинах и на рынках. В последние годы появилось много новых развивающих игрушек, о которых мы, возможно, даже не слышали. Поэтому не лишним будет попытаться разобраться в том, какие игрушки стоит покупать ребенку.

Итак, какие игрушки покупать младенцу, на что обратить внимание при их приобретении?

Для новорожденных < /strong>главное – внимание мамы, ее ласка и контакт с ней. Они еще достаточно ограниченно воспринимают окружающий мир, ведь проходят период адаптации к нему. Но уже в конце первого месяца жизни младенцы могут сосредотачиваться на мамином лице, а позже – и на других предметах. Новорожденные имеют очень ограниченное видение, поэтому для них пригодны игрушки с сильными контрастными цветами и, конечно, разного рода погремушки. Важно помнить, что погремушка должна быть гладкой, без углов, ведь движения ребенка еще не скоординированы, и он может сам себя травмировать неуклюжей погремушкой. В нем не должно быть маленьких отверстий, в которые малыш может запихнуть пальчики. Игрушки должны легко удерживаться в маленьких ручках, не ускользая, то есть соответствовать размерам детской ладошки или иметь кольцо для держания. Одновременно с громкими погремушками можно приобрести колокольчики с тихим мелодичным и чистым звуком для развития музыкального слуха.

С 3 месяцевдети быстро развиваются, они начинают приподнимать голову и видеть окружающий мир. Нужно подбирать игрушки, удобные для хватания, а также звонкие, шумящие игрушки. Эти виды игрушек стимулируют развитие моторных навыков, координацию рук. Важным моментом в подборе игрушек является использование текстур. Следует выбирать игрушки из различных материалов и издающие разнообразные звуки. Прекрасно, если одна игрушка будет сочетать в себе несколько свойств, тогда не придется покупать большое количество игрушек. Например, кукла-неваляшкаизменяет положение в пространстве, гладкая на ощупь, яркая, издает мелодичный звук.

Какие игрушки нужны ребенку до года?

Музыкальный мобиль и игрушки-подвески. К 3-4 месяцам малыш – лишь пассивный наблюдатель, а с 3-4 месяцев начинает активно исследовать окружающий мир. Поэтому с 3-4 месяцев над кроваткой ребенка и в коляске подвешивают игрушки-подвески. Малыш слушает музыку, наблюдает за подвижными игрушками, изучает их форму и цвет, поворачивает голову вслед за понравившейся игрушкой, тянется к ней, чтобы схватить. Все эти действия способствуют развитию его слуха, зрения, мышц шеи и координации движений.

Хорошо, если игрушки снимаются с мобиля, тогда он прослужит дольше, но уже в новом качестве. Можно повесить нобель также над пеленальным столиком, тогда малыш будет спокойнее себя вести во время переодевания. Можно подвесить над кроваткой или на бортики кроватки погремушки с кольцами: ребенок будет за них хвататься и активно трясти. Проследите, чтобы игрушки были надежно закреплены, чтобы малыш их не оторвал.

Очень интересное и полезное изобретение — развивающий коврик, который кладут на пол в детской комнате. Его использование, в отличие от кроватки с подвешенными в ней игрушками, не ограничивает передвижение ребенка. Большинство моделей развивающих ковриков выполнены из материалов разных текстур, содержат большое количество игрушек, которые можно изменять, безопасное зеркало, а также воспроизводят мелодичную музыку.

На следующем этапе игровой деятельности малыша к исследованиям добавляется сознательное манипулирование предметами – уложить друг в друга, вытащить, переложить, покрутить, разобрать, бросить на пол.

С6 месяцевмладенец уже может сидеть, поэтому рассматривает все вокруг в поисках чего-то интересного. В этом возрасте ему будут полезны разные шарики : мягкие шары и шары с текстурами. Конечно же не стоит забывать и о звонких игрушках, которые удобно брать, и которые он будет любить выбрасывать из кроватки и наблюдать за их падением. Не ленитесь, подавайте ему игрушки снова и снова, ведь это такое увлекательное занятие – брать и бросать.

Возраст с полугода до 1 года— это пик исследования свойств предметов с помощью прикосновения, к тому же у большинства малышей режутся зубки. Поэтому у ребенка почти круглосуточно что-нибудь «исследуется» во рту – игрушка или собственные ручонки. Известно, что тактильные ощущения (т.е. прикосновение) оказывают прямое влияние на развитие нервной системы человека, в частности головного мозга. Именно поэтому развитие малыша в этот период происходит с огромной быстротой. Поэтому чем больше у малыша будет материалов и игрушек, которые отличаются друг от друга на ощупь, тем быстрее он будет развиваться. Далее малыш уже не только ползает, но и ходит держась за мебель, а некоторые — в ходунках. . Малышу нужны разнообразные игрушки-пищалки, шарики, мячи, машинки. Игрушки должны быть как мягкие, так и жесткие, разной формы, текстуры, из разных материалов. Также малышам нужно давать платочки, тряпочки, они ведь дают возможность для различных действий малыша: прятаться, заворачивать игрушки. Нужны также игрушки, предусматривающие разные действия: вкладывать, выдвигать, строить (пирамидки), вращать, нажимать, перемещать, двигать.

Рассмотрим еще примеры таких игрушек:

< Какие игрушки нужны ребенку до года?

Сенсорный коврик. Это коврик, состоящий из материалов разных фактур, и прикосновение к нему обеспечивает разнообразные тактильные ощущения. Его можно купить готовый или сшить самому из разных кусочков ткани, пришить бусины, пуговицы разного размера, ленты, шнурочки. Коврик можно повесить на стенке кроватки или пустить ползать по нему малыша.

Сенсорные игрушки-мешочки. Это игрушки из ткани, наполненные маленькими шариками (или сшитые самостоятельно и заполненные фасолью, горохом, крупами).

Пальчиковые краски (краски для рисования руками). Рисование этими красками доставляет огромное удовольствие детям. Они безопасны, легко отмываются, с ними можно играть прямо в ванне.

Главное достоинство игрушки, привлекающей малыша этого возраста – это функциональность, то есть когда есть возможность что-нибудь с ней делать (собирать, разбирать, катать, бросать, нажимать на кнопки, дергать рычаги, крутить, укладывать друг в друга, рвать). Такая игрушка развивает внимание, логику, координацию, мелкую моторику малыша. Ребенок может повторять эти самые простые действия с игрушками бесчисленное количество раз, ведь это все для него новое и интересное. Поэтому чем больше разнообразных действий можно совершать с игрушкой, тем дольше малыш будет с ней играть. А вам, соответственно, не придется покупать большое количество игрушек.

Почему дети так любят простые игрушки: кубики, мячи, куклы? Потому что благодаря своей простоте и универсальности они позволяют совершать с ними бесконечное количество манипуляций.

Например, кукла— это и учебное пособие, на котором можно показывать части тела (носик, глазки, ножки, ручки), это и объект для разных манипуляций (поднять кукле ручки, посадить, раздеть), наконец, это образ человека, с которым вы можете разыгрывать вместе с малышом разные жизненные ситуации (ходить, возить в машинке, купать, сажать на горшок, кормить).

Одни из самых любимых игрушек детей этого возраста являются емкости разного размера(коробки, стаканчики, ведерки, маленькие кастрюльки с крышками, ящики). Малыш с удовольствием будет вставлять емкости друг в друга, складывать в них маленькие игрушки, вынимать и снова складывать. Хорошо, если среди них будут и прозрачные емкости, тогда малыш увидит, что внутри.

Кубики– наиболее универсальная игрушка, с ними ребенок будет играть очень долго. Несмотря на свою простоту, эта игра лучше других развивает глазомер, координацию движений, внимание. Вы можете играть в кубики вместе с малышом, строить для него дома, он будет за вами наблюдать, а затем с радостью разрушать их. Хорошо, если на сторонах кубиков будут нарисованы яркие картинки, тогда ребенок будет вертеть их в руках, что полезно для укрепления мышц кистей.

Можно приобрести классические пирамидки с 3- 4 разноцветных колец (или больше). И в виде подставок, на которых закреплены в ряде несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики и другие предметы. Когда малыш подрастет, то сможет сортировать их по цвету, размеру, форме.

Вкладыши – это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия в плоской рамке или в коробочки с прорезями. Разновидность вкладышей – копилка или обычная металлическая банка (например, от кофе) с прорезью в крышке, в которую можно бросать большие монеты (кстати, они еще и звенят). Наверное, самые первые вкладыши — матрешки.

Погремушки, музыкальные игровые панели и другие звуковые игрушки.Очень нравятся детям музыкальные игровые панели с кнопками в виде животных, нажимая на которые, ребенок слышит «голос» собачки, кошки, коровы, поросенка и т.д. Можете предложить ребенку поиграть на его первых музыкальных инструментах – бубне, ксилофоне, барабане.

Игрушки для ванной.В этом возрасте дети из детской ванночки обычно переселяются во взрослую ванну. Совершенно разумно соединить купание с игрой (с водой, пеной и игрушками). Если ваш малыш уже умеет ползать, можно положить на дно ванночки резиновый коврик на присосках, налить немного воды, положить игрушки и ребенок будет там сидеть, ползать и играть. Хорошо, если это будут не только классические резиновые уточки, рыбки, кораблики, но и игрушки, которые, например, меняют в воде цвет или форму, плавают и пускают пузырьки, приклеиваются к бортику ванны или на стену, крутятся под струей воды (водяная мельница) ).

После того, как малыш научится ползать, ему становится доступно гораздо больше информации, чем раньше, поэтому его развитие ускоряется. Кроме того, ползание способствует укреплению мышц и готовит ребенка к хождению. В игрушечном царстве малыша обязательно должны быть игрушки, стимулирующие его к ползанию.

Среди таких игрушек главное место занимает мяч. Купите большой яркий мяч, который не закатывается под мебель. А еще лучше два – один обычный, другой – массажный с «пузырьками». Малышу его легче удержать в руках, к тому же он обеспечит дополнительные тактильные ощущения.

Игрушки на колесиках (машинки или животные)кроме своих основных функций, прекрасно побуждают малыша к активному ползанию. potribni-ditini-do-roku-58b77df.jpg» alt=»Какие игрушки нужны ребенку до года?» />

Развивающий столик —это столик в соответствии с ростом малыша, на котором расположены игрушки, музыкальные кнопки и другие «аксессуары». Но на этом его полезные свойства не иссякают. Игрушки на столике побуждают малыша-ползунка подниматься на ножки, чтобы поиграть. Ребенок выполняет это «упражнение» много раз в день и таким образом тренирует мышцы ног.

Для малышей, начинающих ходить, можно приобрести игрушечную коляску, или ходунки -каталку, которую он будет толкать перед собой.

Картыс изображенными на них предметами, животными, растениями, буквами, цифрами – универсальная игрушка, а потому «долгожитель» в детской комнате. Сначала вы знакомите малыша с изображенными объектами (называете их, рассказываете о свойствах каждого). Ребенок будет складывать их в коробку, разбрасывать вокруг себя, а затем ползать за ними и снова складывать в коробку. Вы можете построить из карт дорожку, а малыш будет ездить по ней машинкой, или построить «карточный» домик, а ребенок с радостью будет его разрушать. Карточки можно взять с собой в дорогу, в поликлинику, чтобы сократить время ожидания в очереди, поскольку они занимают мало места. Хорошо, если они будут изготовлены из дерева, пластмассы или другого прочного материала – дольше «проживут», но вполне подойдут и картонные.

Книги для детей до года — это пока не источник информации, а источник ярких картинок, которые дети обожают. Поэтому в книгах должно быть минимум текста и большие цветные иллюстрации. Игра с книгами аналогична работе с карточками, можно рядом с каждой иллюстрацией нарисовать прописную букву и, по мере «чтения» книги, показывать на буквы и четко произносить звук.

И несколько советов напоследок:

  • Выбирая игрушку или играя с ребенком, не забывайте о том, что помимо каких-то развивающих свойств, она в первую очередь должна доставлять удовольствие и положительные эмоции малышу.
  • Игрушки необходимо регулярно менять и обновлять. Исследовав одну игрушку, малыш ее бросает и тянется к другой. Это нормально! Хотя некоторые родители огорчаются, думая, что ребенок не умеет играть или что ему ничем не угодишь.
  • Для исследования физических свойств предметов ребенок использует все доступные ему органы чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. В отличие от взрослого, который в большинстве случаев использует зрение и слух, реже – осязание и обоняние и почти никогда – вкус. Поэтому недопустимо ограничивать ребенка в исследовании предметов по вкусу и прикосновению с помощью рецепторов языка (проще говоря, не запрещайте ему тянуть все в рот), просто обеспечьте их чистоту.

Об общих рекомендациях при выборе игрушки можно прочитать в статье «Чтобы игрушка не нанесла вреда – рекомендации при покупке».