Игры с малышом до года

Иногда затрудняюсь ответить на вопрос о том, когда играет ребенок в раннем возрасте, а когда изучает окружающий мир. Эти два вида деятельности у нее неразрывно связаны. Попробуйте, например, определить, что именно делает младенец, бросая раз за разом игрушку на пол: изучает гравитацию, играет или просто испытывает терпение мамы?

Когда ребенок начинает играть? Можем говорить об игре тогда, когда ребенок пытается ухватить себя за пальчики ног, рассматривает пальцы на руках, пытается дотянуться ручками и ухватить недалеко предмет. Обычно такие действия наблюдаются у детей с 3-месячного возраста. До этого возраста ребенок изучает окружающий мир благодаря наблюдению и общению со взрослыми.

Итак, как можно играть с ребенком до года? В этом возрасте малыши еще не умеют ходить и разговаривать, но уже кое-что понимают. Игры должны быть направлены на развитие первых осознанных действий и направлены на развитие зрения, слуха и мелкой моторики ребенка.

С рождения постарайтесь удовлетворять потребность малыша в частом визуальном контакте: ловите его взгляды, сами смотрите ему в глаза, не отводя взгляда, пока он сам не перестанет смотреть на вас. Проверьте, достаточно ли хорошо освещена детская комната, чтобы ребенок мог смотреть вокруг во время бодрствования. По вечерам устраивайте малыша в таком месте, где бы он мог наблюдать членов семьи, занятых своими обычными делами. уши. Повторяйте звуки, которые издает ваш ребенок: это побуждает его произносить их снова и снова.

Для ребенка очень важен телесный контакт со взрослыми. Кроме того, что мы голубим, обнимаем, целуем и ласкаем ребенка, важно научиться самому делать массаж для младенцев и практиковать эти занятия чаще.

К кроватке можно прикрепить кольца или скобы для подтягивания, а также колокольчики, чтобы ребенок тянулась к ним. Чаще поднимайте, переворачивайте и подбрасывайте ребенка.

Вспомним с вами самые простые игры – те, в которые играли с нами наши родители, и в которые мы каждый день играем или играли со своими детьми. Игры в названия предметов, частей тела, игры в названия животных и изучение звуков, издающих предметы или животные, игры в воде во время купания знакомы всем.

  • Показывая на предмет, называем его (например, лампа), а затем спрашиваем: «Где лампа?» и снова показываем рукой, приговаривая: «Там – лампа».
  • Посадив ребенка на колени, показываем на часть тела, называя и касаясь его, а затем – на свою, тоже называя и касаясь. Например: «Это – нос Оксанки, а это – нос мамы. А где твой нос? Вот – нос носа Оксаны (касаемся носика)». Можно взять куклу и на ней показывать части тела.
  • Показываем ребенку (настоящему или на картинке) собаку, произнося: «Это – собака, она делает так: гав-гав. Где собака? Как делает собака?»

Игры на развитие мышц, координации движений, чувство равновесия и моторики

    • Положим малыша на диван и вытянем перед ним руки. Малыш хватается за пальцы, после чего его приподнимают до тех пор, пока он не сядет. Когда малыш садится, взрослый говорит: оп-па-па!
    • Положим ребенка животиком на диван, а перед ним – яркую мягкую игрушку. Взрослый, сидя позади ребенка, подпирает его ножки ладонями, заставляя тем самым малыша двигаться вперед к игрушке. Можно также по обе стороны от малыша разложить его любимые игрушки. С помощью взрослого малыш переворачивается и дотягивается до игрушек.
    • Самая простая игра в кузнечика, когда папа, сидя на стуле, подбрасывает на своих коленях малыша, имитируя тем самым езду на лошадке, тоже очень полезна, ведь она развивает двигательную координацию у ребенка. Такую пользу приносит и катание ребенка на большом надувном шаре.
    • Можем поиграть с малышом в «футбол». Положим его на спинку, надувной мячик поднимаем вверх, а ножки ребенка кладем на мячик. Ребенок должен толкать мяч, а мы легонько подбрасываем мячик, чтобы малыш его отбивал.
    • А еще можем «полетать на ковре». Посадим ребенка на одеяло, берем другой конец одеяла и медленно передвигаем его по комнате. Во время движения рассказываем малышу о том, что пролетаем (стул, стол и т.д.).
    • Можно завести небольшой тазик – некое подобие домашней песочницы – и насыпать туда разные крупы, кукурузные хлопья и т.п. . Малышу понравится копаться в этом тазике, пересыпая разные материалы.
    • Хорошая игра также с «шумящими бутылочками». В обычные пол-литровые пластиковые бутылки насыпаем понемногу разные крупы: в одну — гречку, в другие — фасоль (большую и малую), горох, манку…. С этими бутылками можно придумать много игр — слушать шум, рассматривать цвет и форму, наблюдать как пересыпаются разные по размеру наполнители, как от этого зависит звук, искать по звуку…
    • Можно также рассыпать крупу (например, гречку) тонким слоем на столе и рисовать пальчиком узоры – развивать мелкую моторику ребенка.

Эмоциональные игры

  • Малышам нравится играть в воде. С детьми, уже умеющими сидеть, можно поиграть в такие игры в воде. Наберем в большую миску теплую воду и бросим плавающие игрушки. Мы можем предложить ребенку переливать воду из кувшина в миску, а затем понаблюдать, как из сита выливается вода, в конце концов повылавливать ситом игрушки. Игры в воде пригодятся тем родителям, дети которых не очень любят купаться, ведь так можно играть и в ванной во время купания.
  • Особенно любят дети «игру в театр». Пришьем к перчатке мягкую игрушку, наденем ее и начинаем шевелить пальцами, в результате чего двигается игрушка. При этом игру сопровождаем звуками: песенками, стишками или небольшими сказочками, сценками.

Мы предложили вам веселые игры, с помощью которых можем каждый день развивать своего малыша. Но мы уверены, что в вашем арсенале гораздо больше интересных игр с малышами до года. Комментируйте, делитесь, помогайте и другим нашим родителям воспитывать детей здоровыми, веселыми и умными.