Учимся правильно произносить звуки Ж и Ш

Недавно мы говорили о трудностях детей с произношением звука Р. Сегодня речь пойдет о не менее проблемных звуках — Ж и Ш и способах их постановки у детей.

Откуда берутся логопедические проблемы ?
То, насколько успешно дети осваивают произношение тяжелых звуков, часто влияет на его самооценку, желание учиться, а также на общение между сверстниками и взрослыми.

С развитием информационных технологий нередко количество времени на живое общение между родителями и детьми значительно уменьшилось — проводя время перед телевизором с мультиками, ребенок запоминает искаженные звуки персонажей с экрана и путается в банальном понимании, какое же произношение есть. правильной.
Часто сами родители сами не хотят признавать несоответствие речи ребенка его возраста, затягивают время, которое потом не исправляет ошибки, а наоборот — затягивает процесс коррекции произношения. звукопроизношения есть полное отсутствие, подмена, а также искажение звуков Ш, Ж, Р, Л, С, С. Со временем проблемы в большинстве случаев исчезают сами, но для их профилактики, а также более быстрого решения в домашних условиях, можно выполнять несложные корректирующие упражнения .

При этом важна правильная артикуляция в процессе произношения звуков.

Чтобы научиться верно произносить звуки Ж и Ш, следует поставить в правильное положение органы артикуляции: губы закруглены, немного вытянуты вперед. /li>

  • края языка полностью прижаты к верхним зубам
  • зубы почти соединены
  • при произнесении звука Ж должна ощущаться отбрация в голосовых связках.

Артикуляционная гимнастика и логопедические упражнения для коррекции произношения шипящих звуков Ж и Ш

Логопедическое упражнение «Греем ручки»
Зубы разомкнуть, губы округлить. Сделайте сильный выдох теплого воздуха. Для контроля можно подносить обе руки ко рту, словно согревая руки дыханием.Зубы сомкнуть. Поочередно вытаскиваем губы, как во время произношения О, а затем ставим их в исходное положение. Губами имитируем баранку.

Логопедическое упражнение «Чашка»

Широко открываем рот. Широкий язык ставим на нижнюю губу. Подводим края языка вверх, имитируя чашечку. Возможно касание верхних зубов.

Логопедическое упражнение «Маляр»

Широко открываем рот. Язык поднимаем вверх. Широкий кончик языка водим по верхнему небу туда-сюда. Следим, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Чтобы добиться наилучших результатов, упражнения следует повторять по несколько раз и желательно перед зеркалом.

Постановка звуков Ж и Ш

Постановка проблемных звуков производится поэтапно. Как правило, сначала отрабатывают звуки в слогах, а затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Это свернется автоматизацией звука.

Чтобы поставить звуки в слогах, следует повторять:
ША – ША – ША, ЖА – ЖА – ЖА;
ШО – ШО – ШО, ЖО – ЖО — ЖО;
ЧЕ — ЖЭ — ЖЭ, ЖЕ — ЖЭ — ЖЭ;
ШУ – ШУ – ШУ, ЖУ – ЖУ – ЖУ;
АШ – ОШ, АЖ – ОЖ, УШ – УЖ и так далее.

Учимся правильно произносить звуки Ж и Ш

После отработки звуков в словах можем переходить к автоматизации их в словах. Начните со слов, в которых Ш или Ж стоят в начале слова:

ША: шкаф, шарф, шасси, шапка;
ЖА: лягушка, жалюзи, жара, жало;
ШО: шоколад, шорох, шов; ЖО: желудь, желоб; ШУ: шуба, шорох, шум, коршун; ЖУ: журавль, жук, жвачка; ШЕ: шепот, шелест, шерсть;
ЖЭ: жертва, шест, жребий;
ШИ: шип, шина, стекло;
ЖИ: жираф, жир, жизнь, живот.

Далее отрабатываются слова со сложными звуками посередине или в конце слов: уважение, кожух, кашель, шиповник.

Изучив проблемные звуки, следует тренировать их произношение, составляя предложения и даже рассказы. Можно также закреплять их, повторяя скороговорки-чистоговорки или коротенькие стишки:

Ша-ша-ша – пригоревшая каша;
Шу-шу-шу – яблок натрушу.

Аш -аш-аш – наш, ваш;
Ош-ош-ош — доска, мошка, почта, гармошка;
Уш-уш-уш – душ, ушки, подушка;
Иш-ыш -иш – мышка, шишка.

Ашка-ашка-ашка – летит птичка;
Аашка-ашка-ашка – цветочек ромашка;
Ошка-ошка-ошка – звучит гармошка.< /p>

*****

Жа-жа-жа – мы нашли ужа;
Жи-жи-жи – ты мне помоги;
Жи-жи- жи – точим ножи.

Аж-аж – багаж;
Ож-еж – тропа;
Уж-уж – уж;
Иж-иж – рожок.

Логопеды сходятся во мнении, что в игровых условиях дети учатся гораздо охотнее и результаты значительно лучше, чем из-за зазубривания и дрессуры. Проводите побольше времени со своими детьми и в такой непринужденной форме тренируйте дикцию вместе. Сейчас есть большой выбор интересных детских логопедических сборников, в которых представлены правила, интересные игры, стишки, которые помогут проводить домашнюю работу над произношением весело и продуктивно.