Плюсы и минусы ходунков и других приспособлений для детей

Ходунки, детское кресло, «кенгуру» — приспособление для детей

Ходунки

Служат ходунки только для развлечения или полезны?

Детям они приносят радость. Многие родители помещают своих детей в ходунки, начиная с 5 мес, рассчитывая ускорить стояние и ходьбу.

Что происходит в ходунках?

1)   На 5-м и 6-м месяцах ноги ребенка в нормальном положении постоянно согнуты, даже если вы поднимаете его перед собой. Ребёнок еще не в состоянии распрямить их в тазобедренных и коленных суставах. Даже наличие опоры в виде полов не может заставить ребенка выпрямить ноги. При этом она беспомощно повисает в ходунках, склоняясь, как правило, в одну сторону. Такая односторонняя нагрузка не может не отразиться на позвоночнике.

2)   В возрасте 7—8 мес постепенно ноги начинают воспринимать весовую нагрузку тела. При этом ребенок сначала становится на носки и только потом начинает опираться на всю ступню. Если весовая нагрузка приходится на ходунки, то замедляется переход от стояния на носках к опоре на всю ступню, что приводит даже к деформации стопы в виде «пазуристой лапы». В результате ребенок и дальше будет бегать на носках, не пользуясь пятками. Это создает ему дополнительные трудности в сохранении равновесия при ходьбе. В тяжелых случаях может развиться деформация в виде «лошадиной стопы». В 10 мес ребенок овладевает свободным стоянием и учится сохранять равновесие, используя для этого всю подошву ног. При этом ей нужно свободное пространство как для раскачивания вперед – назад, так и для движений вверх – вниз; благоприятному распрямлению ног. Всего этого ребенка лишают ходунки, представляющие собой вариант штанишек. Они принимают на себя вес ребенка, затрудняют сопротивление на всю подошву, лишают ребенка свободного пространства. Оценивая это приспособление, следует всегда ответить на вопрос: не преобладают ли их недостатки над преимуществами.

3)   Как правило, ходунки рекомендуются 8-месячным детям, пытающимся в этом возрасте впервые встать на ноги. Известно, что в этом возрасте дети могут вытягивать ноги и на короткое время вставать на цыпочках. В нормальных условиях вскоре ребенок переходит к стоянию на полной ступне, чему способствует вес его тела. Если же ребенка с помощью приспособлений лишают этой возможности, то стояние на цыпочках задерживается. Это касается и ходунков.

4)   Задержка с выработкой равновесия. Задержка с переходом к стоянию на полной ступне чревата также и задержкой с выработкой равновесия, так как последнее требует переноса опоры с пальцев на пятку и обратно. Тренируя это умение, ребенок раскачивается вперед и назад. Если же с помощью ходунков она будет лишена возможности раскачиваться, то и выработка чувства равновесия затормозится. Другую возможность для выработки чувства равновесия ребенок приобретает, сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах. Таким образом она тренирует равновесие по вертикали. Родители убеждаются в этом, наблюдая за постоянными стремлениями ребенка присесть – подняться. Ходунки лишают ее этой возможности, удерживая тело на постоянной высоте. Ребенок лишается естественных упражнений в наклонах и выпрямлениях, равно как и возможностей тренировать равновесие.

5)   Вред излишней подвижности ходунков. Исходя из стремления облегчить ребенку овладение ходьбой и бегом, ходунки оснащены колесами. Если, однако, внимательно наблюдать за ребенком в конце первого года жизни, то легко убедиться, что он, начиная ходить, держится за стены, мебель и другие неподвижные предметы, стремясь сначала обезопасить стояние, и только потом, шаг за шагом, начинает продвигаться вдоль мебели . Подвижный предмет вселяет в ребенка неуверенность, не приучает его к уверенному стоянию. Кроме того, ходунки, как правило, не предназначены для движения в сторону, ограничивая ребенка свойственных ему боковых перемещений. Ходунки не способствуют переходу к стоянию на полной ступне, что затрудняет выработку равновесия. Они не обеспечивают ребенку надежную опору и лишают его движений в вертикальной плоскости (сгибание — распрямление). Затрудняя естественное развитие движений, ходунки способствуют выработке ненормальной ходьбы.

Детское кресло

Насколько практичны и удобны детские кресла?

Об их практичности постоянно можно услышать от матерей: «Ребенка можно удобно переводить куда угодно. Особенно это хорошо, когда я вожусь на кухне, а кресло стоит на кухонном столе. Ребенок находится в поле моего зрения”. Кроме того, распространено мнение, что детское кресло способствует более быстрому развитию ребенка, в частности, сиденью. неустойчиво, и существует реальная опасность падения кресла вместе с ребенком из-за движений малыша.

Во-вторых, кресло чаще всего используется с 3-го месяца, когда ребенок только начинает лежать ровно как на животе, так и на спине. Если в это время разместить ребенка на мягкой, провисающей подложке, не обеспечивающей плотной опоры для спины, то она быстро примет косое положение, что неблагоприятно отразится на его позвоночнике. Типичным будет развитие так называемой сидячей сгорблённости.

С 6-го месяца огромное значение для ребенка приобретает возможность свободных движений, в частности, поворотов со спины на живот, укрепляющих его брюшную, спинную и вращательную мускулатуру.

>

Чтобы представить себя на месте ребенка, попробуйте лечь в шезлонг. Все мышцы окажутся расслабленными. Теперь лягте на пол и попробуйте поднять ноги вверх – вы быстро почувствуете свои брюшные мышцы. Детское кресло не допускает положения на животе, а оно очень важно для ребенка, способствуя укреплению его спинной мускулатуры. Чтобы это понять, вам достаточно лечь на пол, опираясь на ладони выпрямленных рук. В скором времени вы почувствуете свои спинные мышцы.

Детское кресло неблагоприятное для развития тазобедренных суставов и мышц нижних конечностей.

К 7-му месяцу жизни ребенок должен научиться разводить ноги и с вывернутыми немного наружу и изогнутыми в коленях ногами разрабатывать мышцы тазобедренных суставов. Этой возможности она лишается в детском кресле, сидя в нем косо с опущенными ногами. Вы сможете понять ребенка, если, лежа в шезлонге, попробуете приподнять разведенные и изогнутые ноги, стараясь максимально приблизить их к себе. Поручаюсь, что это вам не удастся!

Выводы

Хотя детское кресло представляется родителям практичным и удобным, для ребенка оно не вполне безопасно и к тому же препятствует развитию важных мышечных групп.

  • Детское кресло неустойчиво. Ребёнок при падении может травмироваться.
  • Детское кресло препятствует укреплению брюшных, спинных и вращательных мышц ребенка, задерживая развитие сиденья
  • Детское кресло неблагоприятно влияет на двигательное развитие детей, ведя к нарушениям осанки.
  • < /ul>

    Если вы все-таки не хотите отказаться от этого приспособления, то используйте его только кратковременно в течение дня.

    Кенгуру

    В использовании данного приспособления для транспортировки ребенка видится подражание ношению детей в некоторых развивающихся странах. При этом забывают, что матери в этих странах вынуждены брать детей с собой на работу, например в поле. Работая в течение целого дня, у них нет возможности уделять ребенку достаточно внимания. Кроме того, они работают в наклонном положении, и ребенок вынужден распластываться на спине матери, прижимая к ней животом.

    Эти факты игнорируются, когда кенгуру рекламируется у нас как лучшее приспособление для переноса детей. При этом еще выдвигается аргумент, что при таком способе переноски спереди осуществляется длительный телесный контакт ребенка с матерью или отцом. Однако эта «выгода» вступает в противоречие с двигательными потребностями ребенка. Если же учесть, что к животу матери или отца часто привязывается очень маленький ребенок, то остается констатировать, что, хотя эти приспособления и практичны, они не способствуют развитию ребенка. Последняя еще не способна поддерживать свое тело в вертикальном положении и в большинстве времени, будучи «уложенной» в кенгуру, проводит во сне, а во время бодрствования сидит в нем неподвижно и безвольно. Поэтому применение данного средства способно привести к искривлению позвоночника, что особенно угрожает детям с отклонениями в развитии. Когда можно использовать кенгуру для ношения детей?Сроки, когда можно использовать кенгуру, зависят от физического развития вашего ребенка.

    В первую очередь следует оценивать развитие мускулатуры ребенка. Мышцы живота позволяют пользоваться „кенгуру”, когда ребенок научится полностью сгибать свое тело, то есть сможет в положении на спине высоко поднимать ноги и дотягиваться ими до рта, слегка приподнимая голову. Мышцы спины набирают силу , когда ребенок в положении на животе может опираться на ладони, выпрямляя локти.

    Мышцы, вращающие позвоночник, могут тогда считаться вполне развитыми, когда ребенок способен поворачиваться со спины на живот через левую или правую сторону.

    Подобного развития большинство детей достигают на 7-м месяце, и тогда вы можете использовать кенгуру для непродолжительной транспортировки детей. Чтобы избежать однобокости кенгуру следует носить то с одной, то с другой стороны. Источник: http://dr-bachinsky.in.ua

    О новом во вспомогательных средствах для детей — слинги — читайте в статье «Слингоноситель: дань моде, возврат к источникам или удобное решение?».