Музыкальный мир вашего ребенка

Как оценить музыкальные способности ребенка?

Критерии музыкальных способностей, по крайней мере, по сравнению с другими видами способностей, представляются как музыкантам, так и людям с музыкой не связанными, наиболее очевидными. В области оценки музыкальных способностей с незапамятных времен царят три компонента: слух, чувство ритма и музыкальная память. Справедливость этих критериев до последнего времени ни у кого не вызывала сомнений. И действительно, каждому ясно, что, не различая звуки по высоте или по ритму, не в состоянии запоминать услышанное, нечего и думать о серьезных занятиях музыкой. С этой мыслью, хотя и не без оговорок, можно было бы согласиться, но при оценке музыкальной одаренности экзаменаторы чаще всего берутся утверждать, что чем лучше развиты у ребенка слух, чувство ритма и музыкальная память, тем больше вероятность, что его ждет блестяще. музыкальное будущее

В последние годы ошибочность такой точки зрения начинают признавать ученые и у нас, и за границей. Необходимость обновления наших представлений о музыкальных способностях вызвана многими фактами. По словам Н. Слонимского (США), «только 10% чудо-детей становятся выдающимися музыкантами». Слишком велик процент «отсева», чтобы его можно было отнести за счет неправильного обучения и возможной небрежности «чудо-детей». Этот же исследователь приводит и другие данные: «70% крупных виолончелистов проявили свои способности очень рано». Но 30% из них не обнаружили в столь же раннем возрасте.

Обратите внимание, что речь идет о великих виолончелистах, а не о музыкантах средней величины. Значит даже для того, чтобы стать большим, не обязательно в раннем детстве проявлять необычайный музыкальный слух и память.

«Хорошо, – скажете вы. – Не слух, не чувство ритма и не музыкальная память, но что ж?» Дело не в том, чтобы отказаться от привычных критериев оценки, а именно в том, чтобы не решать на основании музыкального слуха, чувства ритма и памяти вопросы музыкального развития ребенка.

Например, еще в античном мире царило мнение о том, что «музыка воспринимается не столько слухом, сколько умом», и эти взгляды поддерживались многими мыслителями от Пифагора до Плутарха. Пианист И. Гофман, говоря о музыкальном таланте, отмечал как главную «специальную способность к быстрому овладению музыкальными проблемами».

Все большее число ученых склоняется к тому, что музыкальные способности – это особого рода духовные способности, неразрывно связанные с музыкальной культурой. Они развиваются в процессе музыкальной деятельности, восприятия музыки и собственно музыкального творчества и никакие слуховые данные не гарантируют выдающихся творческих достижений сами по себе.

Существует еще один аспект рассмотрения музыкальных способностей, связанный с тем, что музыкально одаренные люди часто обладают еще и лингвистическими способностями. Близость музыки и языка подмечена многими учеными, в том числе и музыковедами. Также с древнейших времен известно сходство музыки и математики.

Поиск общности между математическими, лингвистическими и музыкальными способностями ведется и теоретически, и экспериментально. В ходе этих исследований становится все более понятным, что музыкальное мышление не отделено от других видов человеческого мышления непроходимой стеной. При всей специфичности музыкальных возможностей они соединены невидимыми нитями с другими видами возможностей, со всеми свойствами личности в целом.

Также выяснилось, что в тех школах, где музыка преподается как ежедневный учебный предмет, дети лучше обучаются и другим дисциплинам. В этом нет ничего удивительного, все очень просто: ежедневное занятие музыкой, пусть и короткое время, настолько возбуждает разум, что он становится восприимчивым ко всему прочему. Почему это происходит, пока со всей определенностью затрудняюсь ответить. Мы еще очень мало знаем о себе и о закономерностях собственного мышления, особенно художественного.

Печально, что уроки музыки пока кажутся многим учащимся и родителям как нечто необязательное. Но помните, что музыка возбуждает разум, раскрепощает мышление, хотя основной ее сферой по-прежнему остается эмоциональный мир человека.

Несмотря на недостаточно глубокую изученность музыкальных и немузыкальных способностей, уже сейчас можно рекомендовать учителям музыки поинтересоваться, кто из детей особенно хорошо успевает по математике и иностранному языку, внимательнее присмотреться к ним. И по всей вероятности, эти дети проявят себя и как музыканты — активные исполнители и заинтересованные слушатели. Может быть, именно среди них нашлись бы желающие учиться играть на музыкальных инструментах. Большой Альберт Эйнштейн и не менее знаменитый Шерлок Холмс играли на скрипке с большим удовольствием. Здесь есть над чем задуматься…

Даже если ваш ребенок не хочет заниматься музыкой профессионально, или в музыкальной школе, прививайте ему любовь к нему: ходите с ней на концерты, слушайте дома музыку разных направлений и пойте с ней хорошие песни. Сделать ребенка поклонником музыки вам вполне по силам, тем самым он станет более развитым и разносторонним человеком.