Время творить

Детство – благодатная пора постоянного и всеохватывающего творчества. Никаких комплексов, никаких сомнений, каждый – сам себе гений! Большинство детей до одиннадцати лет перестают рисовать, продолжают самые одаренные. В действительности на это непосредственное детское творчество, – такое свободное, красочное, радостное, – отведено очень мало времени. Поэтому так важно не пропустить эту щедрую пору.

С чего начинать?

С комфорта! Вашему ребенку должно быть комфортно творить. Организуйте рабочее место так, чтобы малышу было удобно сидеть, приятно рисовать или лепить. Ребенок должен чувствовать себя свободно, не бояться что-то замазать или испортить, поэтому накройте его стол газетами или клеенкой. Кое-кто просто прикрепляет к стенам большие листы бумаги, – чтобы надолго хватило, и не было искушения рисовать на обоях.

Детям в 2-4 года удобно рисовать не обычными цветными карандашами, а очень толстыми (маленьким пальчикам легче их держать), или же мелком. Рисовать можно на столе, на полу, на стене или шкафу (если там прикреплен большой лист бумаги или картона). Можно приобрести «офисную» подставку с зажимом для бумаги или же использовать тонкую фанеру и прищепки для белья – и располагать там, где застанет вдохновение.

Материалы должны быть такими, чтобы процесс творчества был легким и приятным. Не раз приходилось видеть, как малыш мучается с твердыми карандашами, такими же мелками-царапалками, некачественной кисточкой или сухими красками. Поэтому предпосылкой для любого творчества являются качественные материалы. Когда я начинала заниматься развитием своего ребенка, огромное количество советов я почерпнула с портала детского творчества и развития ребенка usmishka.com, там мы знакомились и с рисованием и с раскрасками и с оригами.

Краски, кисти, пластилин

Чаще всего родители покупают детям цветные карандаши. К сожалению, большинство из них очень твердые, нужно сильно нажимать, чтобы линия выходила хоть немного ярче. Только карандаши известных фирм достаточно мягкие, дают и без сильного нажима яркую бархатную линию. Но малышам намного удобнее рисовать мелками, чем карандашами. Приобретите цветные мелки для рисования на асфальте, и коробочку с ними кладите в карман, когда выходите на прогулку. Не пожалеете, если приобретете мягкие мелки-краски. Детям очень нравятся их яркие, сочные цвета. А вот восковые дошкольникам лучше не давать: они очень твердые и пригодятся чуть позже, когда ребенок освоит азы техники и захочет овладевать другими методами, например, совмещать восковые мелки с акварелью.

Немногие художники работают акварельными красками, поскольку это сложно, они преимущественно выбирают масляные, акриловые, темперные краски. Так почему же мы чаще всего покупаем детям именно акварель? Рисовать акварелью интересно и приятно, но когда есть опыт. Для начала больше подойдут гуашевые краски. Для рисования они должны быть чуть реже, чем есть в баночках, поэтому нужно набирать определенное количество нужной краски (например, на одноразовую пластиковую тарелку) и разводить водой до плотности жидкой сметаны.

Не покупайте наборов кистей, для начала хватит две: толстая (№10) и тонкая (№3). Качественные синтетические кисти не хуже, а даже лучшие для маленького художника, чем натуральные, они дольше прослужат. Кстати, во время рисования нельзя оставлять кисточку в воде: она разрушается. Покупая цветную бумагу, выберите самую качественную, самую яркую. А выбирая детские ножницы (они всегда имеют закругленные кончики), попробуйте, действительно ли хорошо они режут.

В продаже есть твердый и мягкий пластилин. Твердый – это тот традиционный, который выпускали и 30, и 40 лет назад, из него хорошо лепить заек-мишек. Вот только малышу нужно помочь его разминать. Мягкий пластилин имеет яркие цвета, он очень пластичный, из него легко что-нибудь лепить, но зато фигурки неустойчивы, падают.

Карандашами, мелками и фломастерами можно рисовать на разной, даже газетной бумаге. Для рисования же красками нужен альбом с плотной (а не ксероксной) бумагой.

Начинаем творить!

Сначала малыш может лепить, клеить или рисовать лишь вместе с взрослыми, а затем – под их присмотром. Начните с элементарного: покажите, как держать карандаш, как проводить линии. Не комплексуйте, что не умеете рисовать! Для малыша нарисовано вами солнышко – самый большой шедевр мирового искусства.

Важно знать, что ребенок воспринимает мир несколько иначе, чем взрослые. Поэтому никогда не сделает полностью реалистическую (на наш взгляд) картину. Не ругайте, что нарисованная курочка совсем не похожа на птичку, поскольку ребенок замкнется, обидится. Лучше сказать: «У курочки три ножки, а должно быть две, может, одну вытрем – и будет, как настоящая.

Всегда хвалите ребенка, подбадривайте, поощряйте завершить работу. Лучшую картинку (в рамке!) или пластилиновую фигурку разместите на видном месте, покажите гостям. Серьезно относитесь к творчеству вашего ребенка, храните работы.

Творите вместе, творите всюду. Выкладывайте мозаику из камней на земле, рисуйте на песке, используйте все подручные материалы. Дайте волю воображению, фантазии. Пусть будет то, чего в мире не бывает. Потому что лишь в детстве есть оранжевая собака, зеленое небо, гигантские цветы. А затем уже такого не будет. Не пропустите!