Учимся читать: игры со словами

Иигры со словами для детей дошкольного возраста – очень увлекательное занятие. Читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Ведь в составе нет смысла, а каждое слово что-то значит. Пока ребенок учит буквы и пытается читать слоги, он часто не понимает, зачем ему это нужно. Но, прочитав первые слова, радуется новому ощущению: «Я умею читать!» С этого момента ребенку становится понятно, зачем нужны буквы сколько всего интересного можно узнать с их помощью. Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок уже научился уверенно называть слоги вместе, а не по латерам. Для первых игр со словами выбирайте слова, состоящие из 3 букв, например: СОН, КИТ, САД. Постепенно увеличивайте количество букв в словах, выбираемых для игр. Если вашему ребенку только 4 года, не спешите предлагать читать слова, содержащие более 5 букв. С 5-летнего возраста ограничений в длине слов соблюдать не нужно. Игры, приведенные в этой статье, предназначены для выполнения разнообразных образовательных задач: учиться сочинять слова из букв и/или слогов, учиться читать слова, формировать навыки осмысленного чтения, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, учиться определять порядок букв в слове, развивать скорость чтения, развивать речь, внимание, память, мышление. При подборе игр для занятий с ребенком старайтесь выбрать упражнения с разными видами задач. Также старайтесь на одном занятии использовать игры, которые отличаются способом организации, например: лото и подвижную игру, одну игру на сложение слов из букв, а другую – на подбор слов по содержанию. Такой подход к занятиям на этом этапе обучения чтению поможет сохранить увлеченность ребенка, вызовет дополнительный познавательный интерес к слову.

Цепочка слов

Цель: учиться слагать слова из слогов, учиться читать слова, формировать навыки осмысленного чтения. Возраст: 4 лет. Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? Из картона вырежьте небольшие карты. На карточках разноцветными карандашами или фломастерами напишите слоги (каждый слог — другим цветом), например НО, РА, МА, ЛО, СИ, ЛА, ПА. На столе перед ребенком выложите карту с составом НО. Пусть ребенок его прочтет. Затем рядом положите карту с составом РА. Предложите ребенку и его прочесть. Затем ребенку нужно прочесть оба слога и назвать слово (НОРА). Теперь уберите первую карту (НО), попросите повторно прочесть состав (РА). Рядом с составом РА положите карту МА. Предложите ребенку прочесть и этот слог, прочитать два сложения вместе и назвать новое слово (РАМА). Так, постепенно убирая первый состав и добавляя новый, прочтите с ребенком всю цепочку до конца: НОРА – РАМА – МАЛО – ЛОСИ – СЕЛА – ЛАПА. В этом варианте чтения для ребенка упрощается задача понимания прочитанного, поскольку ему не придется долго думать над каждым отдельным слогом слова: прочитав слог в составе первого слова, во втором ребенок уже просто вспомнит его. В следующий раз подготовьте новые карточки со слогами из слов по желанию. Например: КОСА – САМА – МАЛАЯ – ЛАМА – МАТЬ – ТИШИНА. Постепенно увеличивайте количество слогов в цепочке.

Буква сбежала

Цель: учиться определять какие буквы входят в состав слова, формировать навыки осмысленного чтения. Возраст: 4 лет. Что вам понадобится: картинки с изображением носа, дуба, рака, творога; гласные буквы – А, О, У, И, И, Я, Е, Е, Ю, Е (из разрезной азбуки или магнитные). Под картинкой, на которой изображен РАК, выложите первую и последнюю букву слова (Р и К), оставьте между ними промежуток. Спросите ребенка, все ли буквы слова на месте. Ребенку нужно догадаться, какую букву вложить в слово. Помогите ребенку выполнить задание: вместе с ним протяжно скажите слово РАК (РААААААК), предложите вставлять разные буквы и читать образовавшиеся слова. Посмейтесь вместе с ребенком над странными словами: РЮК, РЭК, РУК, РЯК и т. д. Похвалите ребенка, когда он, вставив букву А, скажет, что выполнил задание, и прочтет отгадку. Аналогично подберите пропущенные буквы к словам ДУБ, НИС, СЫР. Если ребенок ошибется при выполнении задания, не спешите исправлять его, а скажите правильное слово, возможно, так малыш скорее поймет свою ошибку и исправит его сам. Чтобы ребенку не скучно было играть в эту игру, за одно занятие используйте не более 5 слов. Слова, которые были тяжелыми для ребенка, вы можете загадать ему еще раз. Используйте слова из списка: МАК, ЛАК, СОМ, СИК, РОТ, ДОМ, СУП, ЧУП, ЖУК, КУБ, ДЫМ, СЫН, БЫК, РИС, ЛИС, ЛЕС, МЕЧ, ФЕН, ДИД, МЕД, ЛЕД, ЛЮК, М ЯЧ. Вариант: Загадайте слово без картинки: выложите первую и последнюю буквы, предложите ребенку угадать, какое слово вы задумали. Перебирая громкие буквы, ребенок найдет отгадку и прочтет ее.

Окончи слово

Цель: учиться слагать и читать слова, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навыки осмысленного чтения. Возраст: 4 лет. Что вам понадобится: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), клей. Как играть? Подберите 5-10 картинок из настольных игр или вырежьте их из журналов. В названии картинок должно быть не более 8 букв. Под каждой картинкой напишите начало слова (желательно, деля слова на слоги). Истечение слов напишите на небольших листочках бумаги буквами того же размера. Предложите ребенку подобрать подходящие окончания к каждой картинке и прочесть слова. Вариант: Можно играть без картинок. Но для такого варианта нужно подбирать слова, относящиеся к одному обобщающему понятию, например: названия посуды или мебели, обуви или одежды, деревьев или цветов, транспорта, месяцев или дней недели и т. п. Начала слов запишите в столбик на большой карте, располагая их ближе к правому краю. Окончание слов напишите на отдельных карточках соответствующего размера. Предлагая выполнить задание, заранее скажите ребенку, из какой группы состоят слова. Когда ребенок будет уверенно сдавать слова, можете не объявлять тему задания заранее, а, наоборот, после окончания работы над каждой карточкой спрашивать, как можно все назвать одним словом. Вы можете часто возвращаться к этой игре, составляя новые задачи на интересующие вашего ребенка темы. Ребенок воспринимает новые слова в этой игре как совершенно новую игру, а значит, и выполнять задание ему будет интересно.

Книга-игрушка

Цель: учиться слагать слова из слогов, учиться читать слова, развивать скорость чтения. Возраст: 4 лет. Что вам понадобится: альбом для рисования (на скрепках или на веревочке) – 12 листов, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы. Как играть? С помощью линейки и карандаша разделите альбом пополам таким образом, чтобы одна часть осталась соединенной скрепками. Разрежьте по намеченной линии. Каждый лист книжечки разметьте посередине и разрежьте, но не до конца, а так, чтобы альбом оставался соединенным посередине скрепками. На каждой левой странице напишите по одному составу из данных: КИ, НО, РА, ЛА, ПИ, КО, СА, СИ, ГО, КА, ПО, а на каждой странице справа — по одному из этого списка: НО, НЕТ , МА, ПА, ЛА, РА, СА, ТИ, СИ, ША, ЛИ, НА. Перелистывая страницы в разной последовательности, ребенок будет составлять разные слова. Предложите ребенку листать книгу-игрушку и читать слова, посмейтесь вместе с ней над «смешными» словами и порадуйтесь, когда удастся сочинить «настоящие» слова: КИНО, НОРА, ПОНИ и т. д. Обратите внимание ребенка, что с одним и тем же слогом можно составить несколько слов, например с составом КО: КОСА – КОТЫ – КОНИ или с составом РА: ¦ГОРА – НОРА – КОРА.

Имена

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать воображение. Возраст: 5 лет. Что вам понадобится: картинки с изображениями девочки и мальчика, бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? На листочках бумаги заранее напишите 8-15 имен девочек и мальчиков. Выбирайте не только хорошо знакомые ребенку имена, но и совершенно новые. Уложите перед ребенком картинки с изображениями детей. Предложите читать написанные на карточках имена и раскладывать их под картинками девочки или мальчика соответственно. Уделите внимание таким именам, как САША, ВАЛЯ, ЖЕНЯ. Расскажите ребенку, что такими именами могут назвать девочку и мальчика. Назовите полные варианты этих имен: Александр и Александра, Валентин и Валентина, Евгений и Евгения. Вариант: Придумайте для игры необычные имена, нарисуйте картинки с изображением инопланетян – девочки и мальчика. Сначала попробуйте сами отгадать, кому из этих инопланетян – девочке или мальчику – подойдут имена ЛОДА, ЛЭПА, ТОРА, ЖИВА, ДИСА. Затем загадайте эти и подобные имена ребенку. Предложите ребенку самостоятельно придумать новые имена.

Супермаркет

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать язык, развивать мышление. Возраст: 4 лет. Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, игрушки (кукла/медвежонок). Как играть? На листочках бумаги напишите названия различных продуктов: ¦ МОЛОКО, СМЕТАНА, КЕФИР, СЫР, ХЛЕБ, БУЛКИ, ПИРОГИ, ТОРТЫ, ПЕЧЕНИЕ, МАКАРОНЫ, РИС, ГРЕЧКА, СОЛЬ, САХАР, КОЛБАССЫ, СОСЫРЬ, СОСЫРЬ, СОСЫРЬ, ЯБЛОКИ, ГРУШИ, БАНАНЫ, ЛИМОНЫ. Организуйте в комнате «Супермаркет»: предложите ребенку прочесть слова и разложить их по отделам. Например, все молочные продукты – на стол, овощи – на стул, фрукты – на диван и т. д. Поручите ребенку роль продавца, а сами выполняйте роли игрушек. Приходите в магазин за продуктами, называйте их, а ребенок будет искать карточку с соответствующей надписью и продавать вам товар. Вариант: Разместите в ваш магазин отделы одежды и обуви, сувениров, посуды, книг, бытовой техники, бытовой химии и т. д. Напишите названия соответствующих товаров.

Угощение для животных

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать мышление. Возраст: 4 лет. Что вам понадобится: картинки с изображением животных (медведь, лягушка, заяц, собака, мышка, кошка, лошадь, белка), бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? На листочках бумаги напишите слова: МАЛИНА, МЕД, КОМАРИ, ЗЕРНО, ТРАВА, МОЛОКО, МЯСО, РЫБА, КОСТЬ, ОРЕХИ, СЕНО, КАПУСТА, ГРИБЫ. Уложите перед ребенком картинки с изображением животных. Предложите читать написанные на карточках слова и раскладывать их под картинками – «угощать зверей», угадывая, кто что любит есть. Обратите внимание ребенка, что некоторым угощениям будут рады несколько животных. К примеру, капустой может угоститься и заяц, и лошадь, грибам будут рады белку и медведь, а мясом можно угостить кошку и собаку и т. п. Вариант: Картинки с изображениями животных замените карточками с их названиями. Подберите для игры картинки с изображениями разных лакомств для этих животных.

Кухарчук

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать мышление. Возраст: 4 лет. Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, кастрюли (игрушечные или настоящие). Как играть? На листочках бумаги напишите названия различных продуктов: МОЛОКО, МУКА, САХАР, СОЛЬ, МАСЛО, МЯСО, РЫБА, ЯЙЦЕ, КАРТОФЕЛЬ, КАПУСТА, МОРКОВЬ, СВЕКЛА, ЯБЛУКА, ГРУШИ, СЛИВЫ, ВИШНИ, МАЛИНА. Превратите вашего ребенка в поваренка: наденьте на него фартук и колпак, выберите местом игры кухню. Итого «приготовьте обед»: сварите борщ и компот, сделайте пюре и котлеты. Для приготовления обеда ребенку нужно выбирать необходимые продукты из написанных слов и раскладывать их по соответствующим кастрюлям. Если ребенок не знает, какие продукты нужны для приготовления блюда, расскажите ему об этом, а он сам найдет названия этих продуктов среди написанных слов. Предложите ребенку «приготовить» любое блюдо по его выбору таким способом. Угостите обедом или ужином членов семьи или друзей вашего ребенка. Вариант: Добавьте для выбора слова-названия кухонных принадлежностей, необходимых в процессе приготовления задуманных блюд: КАСТРУЛИ, СКОВОРОДЫ, ПЛИТА, ДУХОВКА, МИКСЕР, НОЖ, ВИДКА, ЛОЖКА, ПОЛОНИКИ, ДОШКА, БАНКА, ТАРИ. Для того чтобы игра получилась веселее, можете добавить и лишние слова, например: МЕТЛА, ПЫЛОСОС, ГРАБЛИ, КРАСКИ, СНЕГ и т. п. ¦

Сад-город

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться классифицировать предметы, развивать мышление, пополнять словарный запас. Возраст: 4 лет. Что вам понадобится: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, сюжетные картинки с изображением сада (дерева) и огорода (грядки), бумага, цветные карандаши или фломастеры. Как играть? На листочках бумаги напишите названия овощей и фруктов. Ребенку нужно прочесть слова и разложить названия фруктов на деревья, а названия овощей – на грядки. Попросите ребенка закрыть глаза и поменяйте местами 2-5 карт (из сада переведите в огород и наоборот), предложите малышу найти ошибки и вернуть овощи и фрукты на место. Варианты: Найдите картинки луга и клумбы. Подойдут и схематические рисунки, исполненные вами самостоятельно. На карточках напишите названия цветов: КОНВАЛИЯ, ПИОН, Роза, подснежник, ромашка, гвоздика, колокольчик, лилия, хризантема. Пусть ребенок прочтет слова и разложит их в соответствии с тем, где могут расти эти цветы. Если ребенок не знает, что колокольчик и ромашка могут расти как в саду, так и на лугу, расскажите ему об этом. Найдите картинки сада и леса. Можете схематически изобразить их сами. На карточках напишите названия ягод: клубника, черника, крыжовник, рябина, земляника, смородина, малина, голубика. Предложите ребенку разложить названия ягод на картинки с изображением мест, где они могут расти. Отлично, если сам ребенок скажет, что некоторые ягоды могут расти как в лесу, так и в саду. В данном подборе слов это – малина и земляника.