Учим ребенка справляться с отрицательными чувствами

ПРактически все психологи сходятся во мнении: человеку важны разные чувства. Поэтому одна из главных задач воспитания – не только научить ребенка радоваться жизни, но и показать, как справляться с негативными чувствами. Представьте себе картину: на детской площадке малыш впервые полез на «взрослую» горку. Не рассчитав силы, он сильно ударился, заплакал. И тут подбежала испуганная мама и вместо того, чтобы пожалеть его, начинает ссорить: «Ты зачем туда полез? Теперь видишь, как это опасно? Чтобы больше я тебя на этой горке не видела!» Что произойдет дальше, если мама не изменит свою реакцию? Каждый раз, чувствуя боль, обиду, горечь ребенок будет слышать от мамы: «Так тебе и надо. Надо было меня послушать! Не лезь туда больше!» И он перестанет лезть… в жизнь – новое, интересное, увлекательное. Рисковать, экспериментировать, влюбляться, достигать новых вершин – все это для него будет под запретом. Потому что там, где новое – боль. А боль – это страшно, потому что так считает мама.

Учим ребенка справляться с негативными чувствами

Каким вырастет ребенок, если в ответ на его злобу и обиды по поводу запрета смотреть мультики родители будут ругать его? В этом случае она закроет эти чувства под семь замков и запретит их чувствовать. Потому что злиться – опасно, за это будут наказывать. Однако она не перестанет чувствовать, и запертые внутри злоба, обида, агрессия, боль перерастут в телесные заболевания или в зависимости. А если родители в ответ на плач будут сразу давать конфеты, во взрослом возрасте такой ребенок будет искать разные способы получения удовольствия, чтобы не столкнуться со своими отрицательными чувствами. Что делать? Как рачительным родителям, переживающим за своих детей и желающим им только добра, вырастить своих деток гармоническими людьми, без вышеперечисленных внутриличностных проблем? Только научив правильно переживать боль, злобу, обиду, гнев, стыд и страх.

Учим ребенка справляться с негативными чувствами

Если бы мама тогда, на горке, сказала крохе ласково: «Да, я вижу, ты ударился. Тебе больно и досадно. Давай вместе научимся съезжать с горки, чтобы ты больше не ударялся», — тогда ребенок бы усвоил, что чувствовать боль – нормально и не страшно, особенно если есть поддержка мамы. И боль еще не означает, что больше не стоит пробовать. А значит можно не бояться жить. Если бы в ответ на злость и агрессию мама сказала: «Да, я знаю, ты сейчас очень злой на меня. Понимаю, тебе очень хочется посмотреть мультфильм, и ты расстроен, что этого больше нельзя. Я бы тоже злилась, наверное, на твоем. Но тебе сейчас нужно собрать свои игрушки, поэтому тебе придется отвлечься от мультфильмов», — ребенок бы научился сразу нескольким вещам:

  • узнала бы название каждого из своих чувств;
  • поняла бы, что испытывать «плохие» чувства — нормально и не опасно;
  • поняла бы, что ее любят в любом случае и готовы поддержать;
  • научилась бы испытывать свои чувства и мириться с обстоятельствами.

Во взрослом возрасте малыш будет уже сам, без поддержки мамы, справляться со своими чувствами и утешать себя.
Сегодня становится популярным метод активного слушания. Он состоит в следующем алгоритме:

  • встречаясь с негативным чувством ребенка, родители должны назвать это чувство;
  • дав чувству название, показать, что испытывать его – нормально;
  • показать, какая реакция приемлема, а какая – нет. Например, бить маму или крушить предметы в приступе агрессии нельзя. А вот вылепить из пластилина фигурку «злой мамочки» или избить подушку — можно.

Важно понимать: для того чтобы научить ребенка справляться со своими чувствами, родители сами должны понимать, что с ними происходит и как с этим жить. Для этого не лишним будет обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Если есть радость, то должно существовать и печаль. Где есть любовь, есть место и ненависти, злобе. Запретив испытывать «плохие» чувства, мы заберем энергию и у «хороших». Жизнь состоит из разных оттенков, этим она и прекрасна. Как сыр с плесенью, кофе с перцем, курица с ананасами… Только истинный гурман от жизни способен испытывать разный спектр чувств и не разрушаться. И эту способность можно воспитать. Татьяна Корякина