Ребенок и конфликтная ситуация: точка зрения психолога

Конфликтные ситуации между родителями и детьми, учителем и учеником, между учениками иногда выходят из-под контроля участников конфликта и сами по себе решить их не удается. В таких случаях помощь специалиста – психолога, психотерапевта – остается единственным выходом из ситуации. За помощью обращается в большинстве случаев, конечно, взрослый с просьбой откорректировать поведение ребенка. В практике оказания психологической и психотерапевтической помощи детям частым является противоречие: психолог или психотерапевт понимает необходимость изменений именно в социальной ситуации развития ребенка, а семья или педколлектив обращаются с запросом о возможностях изменить самого ребенка. К примеру, запрос на коррекцию агрессивности поведения парней-подростков. Для психотерапевта важно исследование условий развития ребенка в семье, его актуальные социальные связи, основные модели поведения взрослых с ним, пережитые психотравмы, другая значимая информация. Сбор такого анамнеза часто предполагает преодоление сопротивления как родителей, так и учителей, поскольку связан с раскрытием социально непрестижной информации о семье или коллективе, в котором подросток учится. Как правило, это алкоголизм родителя, частые конфликты между взрослыми членами семьи, наличие жестких форм воспитания: эмоционального отчуждения ребенка, частые физические наказания; отсутствие благоприятной психологической атмосферы в школьном коллективе, наличие межличностных конфликтов у ребенка с отдельными учителями-предметниками либо классным управляющим, и т.Д. Конечно, возможности изменений такого психопаталогизирующего влияния на подростка предполагают объединение взрослых, принятие ими части своей ответственности за улучшение ситуации, при необходимости – коррекции собственного стиля поведения, обретение более адекватных форм взаимодействия с подростком, разрешение своих внутриличностных конфликтов. Инициирование таких изменений происходит при контакте семьи с психологом или психотерапевтом. По нашим наблюдениям достигнутое в ходе консультаций словесное согласие на коррекцию поведения взрослых, как правило, носит декларативный характер. Воплощению реальных изменений в жизнь препятствуют

  • высокая общая нестабильность ситуации в Украине,
  • часто ненормированное рабочее время у родителей или их длительное отсутствие в связи с работой за границей,
  • < li>возрастные особенности (чем старше человек, тем сложнее ему изменять свои стереотипные способы взаимодействия с миром. Наблюдается как в семьях, когда инициаторами обращений являются бабушки, так и в педколлективах, когда подросток конфликтует с учителями предпенсионного и пенсионного возраста),

  • своеобразные представления о профессиональной деятельности психолога (попытки использовать потенциал психолога только для восстановления контроля за ребенком, достижения определенного уровня его послушания вместо анализа соответствия ситуации потребностям развития ребенка)
  • необходимость осуществлять родительские или педагогические функции в отношении ребенка, несмотря на наличие синдрома эмоционального выгорания или других психоэмоциональных проблем.

С точки зрения детской и юношеской психотерапии поддержка мотивации взрослых к личностным изменениям, координация их усилий, направленных на улучшение социальной ситуации развития ребенка – профессиональная задача психотерапевта. Ребенок – зеркало среды. Поэтому психологи советуют менять не ребенка, а его среду. При экономических и политических изменениях людям трудно обеспечить потребность ребенка в любви, безопасности. В то время как психологический комфорт детства является залогом того, что психология ребенка не будет повреждена. Специалисты призывают родителей обратить особое внимание на психологический аспект воспитания и откладывать консультацию со профессиональным психотерапевтом. Гораздо лучше посвятить время профилактике психических осложнений, особенно у детей. Специальные психологи утверждают, что дети могут нуждаться в терапии, когда они: чего-то боятся; кусают ногти; охотнее забавляются сами, чем с друзьями; кричат ​​и не могут спать; чувствуют себя истощенными и безрадостными; злоупотребляют компьютером или телевизором; когда у них возникают головные боли или боли в животе; страдают заболеваниями верхних дыхательных путей; имеют проблемы с питанием и пищеварением; расстройства сна; страдают хроническими заболеваниями или аллергиями; имеют проблемы в игре или в обучении. Терапевтическое сопровождение длится от полугода до трех лет, ребенок получает защиту и поддержку и, играя, испытывает возможные решения проблем. Виктория Башкирова, психолог-психотерапевт