Правила разговора с ребенком: спрашиваем правильно, слушаем внимательно

Современное общество привыкло к быстрому общению, проявляя свой интерес к собеседнику очередным вопросом «Как дела?». Получив ответ: «Нормально. Супер! Лучше всех!» с чувством исполненного долга мы спокойно переключаемся на свои дела и заботы. Такие абстрактные вопросы ни о чем часто встречаются и в общении родителей и детей.

Как вы думаете, ответит вам ребенок, пришедший из детсада или из школы, когда услышит вопрос: «Ну и как у тебя дела ?». Чаще всего диалог сводится к 4 фразам: — Как дела?

— Нормально.

— Что новенького?

— Ничего.

Вот и поговорили 🙂 Вряд ли такой диалог будет продуктивным, и вы явно не узнаете о делах своего ребенка, о том, что его беспокоит, чем он живет.

 

Приучаем ребенка рассказывать о себе и учимся внимательно слушать

Ребенок с пеленок привыкает к тому ритму жизни, который задает ему семья. Это касается и общения. Если мама, папа рассказывают друг другу о своих делах, советуются друг с другом, решают совместно семейные вопросы, тогда и ребенок будет открытым и болтливым со своими членами семьи.

Но и родителям нужно научиться слушать и слышать то, о чем рассказывает ребенок. Часто уставшие родители, слушая своего ребенка, иногда вставляют вялое «ага» и «угу», не вникая в суть эмоционального повествования. Эта большая ошибка может многое стоить, потому что с возрастом такие рассказы сойдут насмарку, поскольку ребенок не будет видеть от родителей искренней заинтересованности и поддержки.

Чтобы ребенок отвечал не несколькими стандартными фразами, нужно уметь не только задавать правильные вопросы, но и уметь выбрать подходящее время для разговора. Под правильными вопросами мы подразумеваем вопросы, на которые вы можете получить развернутый ответ, а под правильным временем мы подразумеваем следующее: важно найти момент, когда ребенок спокоен, расслаблен и готов к диалогу.

Что касается содержания разговора, то общие правила общения с ребенком не так уж трудны: не осуждать за ошибки, не сравнивать с другими детьми, не унижать словами и поступками, больше времени проводить вместе по разговору и совместным досугам.< /p>

 

«Правильный» разговор с дошкольником

Например, разговаривая с ребенком дошкольного возраста, можно задать вопросы, которые будут интересны и ребенку: — Что тебя сегодня удивило в детском саду?

< strong>— Что тебе понравилось сегодня?

— Что нового сегодня узнал?

— Расскажи 5 лучших вещей о се6е.

— Что тебя огорчило сегодня?

— Какую еду ты не хотел бы видеть на столе?< /p>

 — Если бы ты чувствовал себя несчастным, грустным, чтобы ты сделал?

— Чтобы ты сделал, если бы был невидим всего один день?

— Что было самым вкусным на обед?

случай с тобой сегодня случился? А что неприятного с тобой случилось сегодня?

Такие вопросы задают направление познавательной беседе, в которой вы больше узнаете о радостях или переживаниях своего ребенка. Мудрый отец сделает выводы из услышанного от ребенка и будет в курсе его жизни. И тогда ничто его не удивит и не насторожит, когда малыш будет «превращаться» со временем в подростка, ведь они привыкли все обсуждать и ребенок знает, что с любым вопросом можно обратиться к отцу или маме.

Как правильно задавать вопросы школьнику

Когда ребенок после уроков приходит домой, родители обычно спрашивают его: «Как дела в школе?». Иногда они получают развернутый ответ, а иногда могут услышать лишь короткое «нормально», «хорошо» или просто какое-то невнятное ворчание. Иногда даже может показаться, что, чтобы добиться ответа от молчаливого или грустного ребенка, нужны секретные методы дознания, применяемые спецслужбами, но часто достаточно просто изменить формулировку вопроса.

 

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: ИЗБЕЖАЙТЕ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ПРЕДВИДАЕТСЯ ОТВЕТ «ДА» ИЛИ «НЕТ».


Например, вместо того, чтобы спросить:«Как обучение?» спросите: Что вы сегодня изучали на уроках?

Это более конкретный вопрос и ответ на него может быть достаточно информативным. Если ваш ребенок беззаботно пожимает плечами и бормочет «Я не знаю», в таком случае вам следует постараться разобраться, действительно ли он не знает, что происходило на уроке или просто не хочет об этом рассказывать.

Вместо этого чтобы спросить: «Ты сделал домашнее задание?» спросите: «Что сегодня учитель задал по английскому языку?»

Стандартный вопрос о домашнем задании, который родители задают каждый день, редко бывает эффективным, потому что это, по сути, вопрос, требующий только формального ответа «да» или «нет». Вместо этого сначала узнайте о сути задачи и потом уже можете спросить, сделал ли его ребенок.

Вместо того чтобы спросить:«Какую книгу ты читаешь?» спросите: «Расскажи мне о той книге, которую ты читаешь. Что интересного в ней было до этого момента?»

Когда взрослые обсуждают прочитанные книги, они не ограничиваются одним названием, но у детей совсем другие правила игры. Однако, используя небольшие усилия, вы можете сблизиться с ребенком и узнать у него, интересна ли история (а, может, очень скучная) описана в произведении, а также оценить при этом навыки понимания им прочитанного текста.

Вместо того, чтобы спросить: «Как прошел твой день?» спросите:«Какая у тебя сегодня была самая любимая часть дня?»

Вы можете также спросить, было ли сегодня что-то смешное и веселое или встречались ли ей сложные задачи и грустные события.

Вместо того чтобы спросить:  «У тебя хороший учитель?» спросите:«Что тебе нравится (или не нравится) у вашего учителя?»

Отношения вашего ребенка с учителем действительно могут повлиять на весь учебный год, сделав его прекрасным и успешным или, напротив, испортив его. Заданный вами вопрос поможет распознать наличие каких-либо проблем и в дальнейшем решить их.

Вместо того чтобы спросить:«Ты готов к завтрашней контрольной работе по математике?» спросите:«Что ты сделал, чтобы подготовиться к контрольной по математике?»

Если ребенок рассказал вам о своей неэффективной тактике, вы можете подключиться и помочь ему решить некоторые задачу или разъяснить какие-то практические нюансы.

Вместо того чтобы спросить:«Почему ты так плохо написал контрольную работу?» спросите:«Что мы можем с тобой сделать иначе, чтобы в следующий раз ты получил более высокую оценку?»

Таким вопросом мы побуждаем ребенка делать выводы из ошибок и неудач, воспринимать их как источник нового опыта, а также предлагаем поддержку и помощь, принимая активное участие в ее успехах.

 

Нестандартные и интересные вопросы

Если вы действительно хотите узнать, как прошел день ребенка, попробуйте, например, задать следующие интересные и необычные вопросы:

— Что было лучшим из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что хуже всего из того, что произошло с тобой сегодня в школе?

— Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня посмеялся?

< — Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотелось сидеть? Почему?

-Расскажи мне о самом классном месте в школе.

— Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости , что бы он мне рассказал о тебе, как думаешь?

-Кому ты сегодня помог?

-¦Может, кто-то тебе сегодня помог?

-Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?

— Был момент , когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?

— Было ли тебе сегодня очень скучно?

— С кем бы ты хотел поиграть на перерыве с тем, с кем ты еще никогда не играл?

— Расскажи мне о чем-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.

p>— Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?

— О чем бы ты еще больше хотел узнать в школе?

— Чего бы тебе хотелось меньше всего делать в школе?

— Где ты чаще всего играешь на перерывах? классе? Почему он так смешон?

-¦Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?

— Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?

-Как ты думаешь, может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?

— Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?

Не бойтесь фантазировать и придумывать все новые вопросы, которые будут находить отклик у вашего ребенка, ведь вы знаете своего ребенка лучше всего и лучше знаете, о чем ему могло бы быть интересно вам рассказать.

Например, моя 11-летняя дочь почти каждый вечер говорит мне в наше обязательное время общения: «Мама, задавай мне вопросы о школе!» И я выдумываю: «Кто из учителей самый хороший?», «С какими детьми ты сегодня больше всего общалась?», «Что ты сегодня интересному научилась?», «Как ты думаешь, что должны научить вас в школе, какие предметы новые ввести? », «Кто из учеников самый смелый?», «Кто умеет лучше говорить по-английски в классе?». и т.д.

Давайте прислушаемся к своему сердцу и родительской интуиции

Иногда дети забывают, что взрослые тоже были детьми. Напомните своему ребенку, что и вы раньше были маленькими. Если с вами в детстве произошла какая-нибудь забавная история, поделитесь ею с ребенком. Сделайте это, мы все родом с детства. Это поможет ей открыться вам и рассказать о своей жизни искренне и без страха быть осужденным.

Со временем, когда ребенок взрослеет, вы можете почувствовать, что раскрыться ему становится все труднее и труднее, да и «секретная комбинация» все время меняется. Не сдавайтесь, продолжайте проявлять внимание к тому, что происходит в ее жизни, задавая более конкретные и более открытые вопросы и слушая ее ответы.

Если вы будете знать, с кем дружит ваш ребенок в школе или садике и кто на этой неделе ее «заклятый враг», то вы получите долгосрочный родительский кредит доверия на многие годы вперед. И помните, что даже если ваш ребенок не особенно разговор, он по-прежнему хочет знать и надеяться, что вы его слышите.

«Сердце отдаю детям» — лозунг выдающегося украинского педагога Сухомлинского, который всем родителям нужно вспоминать время от времени. Невозможно хорошо воспитать человека, не вкладывая в это душу. Прислушивайтесь к своему сердцу, к своей родительской интуиции, делайте и говорите с ребенком искренне и с уважением, и вы будете испытывать радость общения с сыном или дочерью всю жизнь.

 

 < /em>Подготовила : Марианна Пайда по материалам интернет-изданий: www.osvita.ua, www.somdparents.com, www.adme.ru, www.4mama.com.ua.