Первые уроки дружбы

Мы, родители не сомневаемся в том, что дружба – вещь необходимая и очень важная для нашего ребенка. Но далеко не все родители знают, что в становлении представления наших детей о дружбе мы должны активно участвовать. Малышей нужно учить дружить. А понятие дружбы достаточно широко: это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, и желание приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Интересно, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, к сожалению, огорчений тоже. Ведь без мелких ссор и оскорблений не обходятся никакие отношения. И хорошо, когда у малыша уже сложился устоявшийся круг друзей-приятелей. Но ведь бывает, что малыш попадает на новое место, например, приезжает к бабушке в деревню или отправляется с родителями на море. И здесь все снова нужно начинать сначала: знакомиться с незнакомыми детьми, заводить с ними пусть и быстротечные, но очень важные для малыша дружеские отношения. Ведь одному играть так скучно! Давайте поможем нашим малышам правильно строить свои отношения с другими детьми и с раннего возраста преподнесем им уроки настоящей дружбы.

Песочница как школа дружбы

Первые уроки дружбы

Да, именно на детских площадках дворов приобретают наши малыши первый опыт межличностного общения. Попробуй здесь, покомандуй, как дома! А во дворе во главу угла выходят строгие законы жизни. Ну, не такие уж строгие, если разобраться. Но лопаткой по голове вполне можно заработать… И даже если вы не очень любите гулять возле детской песочницы и слушать разговоры других мамочек «при жизни», время от времени это просто необходимо делать ради малыша. Наблюдать за играющими детками — одно удовольствие. И уже сейчас, в самом раннем возрасте, можно заметить некоторые особенности поведения ребенка. Вот этот малыш – душа компании, он словно магнитом притягивает к себе детей, и они с удовольствием поддерживают начатую им игру. А вот тот «тихонь» сосредоточенно лепит куличи в стороне, поглядывая исподлобья на компанию. И на любые попытки втянуть его в общую игру, сердито отворачивается и прижимает к себе ведерко и лопату. А вот эта девочка с не по-детски серьезным личиком внимательно наблюдает за игрой других детей и вмешивается только тогда, когда, по ее мнению, кто-то поступил несправедливо по отношению к другому. Такой миротворец растет. Наблюдать за малышами очень интересно. И если вы внимательно проследите за играми своего малыша с другими детьми, вы сделаете себе массу полезных открытий. Прежде всего, нужно немного представлять себе особенности развития детских отношений. Да, малыши до двух-трех лет, как правило, не умеют самостоятельно взаимодействовать друг с другом. Их очень интересуют другие дети, им нравится за ними наблюдать, рассматривать их, комментировать их действия, трогать руками. Они с удовольствием играют рядом с другими малышами. Рядом, но не вместе. В этом возрасте только взрослый может попытаться вовлечь малышей в какую-нибудь общую игру. С некоторыми усилиями вполне можно организовать совместное строительство домика из песка, игру в мячик, или кошки-мышки и другие подвижные игры. Дети постарше играть вместе могут и умеют, но у них не всегда это получается. Вот две девочки «кормят» куклу и убаюкивают ее в детской коляске. А уже через 5 минут обе пронзительно кричат ​​и тянут несчастную «дочку» в разные стороны. Нужно ли вмешиваться родителям? В этой ситуации – да. Но не с криками: «А ну, прекратите сейчас же! Ира, отдай куклу Насте! Вы что, не можете играть нормально?!» Не нужно «выяснять отношения» и разбираться кто начал первый, кто прав и кто виноват. Лучше подойти к девочкам, присесть рядом и попытаться «разрулить» ситуацию спокойно и рассудительно. Можно урегулировать практически любой детский конфликт, давая детям понять, что удобный выход найдется всегда. А вот силовые методы разрешения детских конфликтов недопустимы. Но не стоит вмешиваться в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход. Чаще всего, дети хорошо с этим справляются. А приобретенный таким образом опыт бесценен. Позже можно обсудить с ребенком причину конфликта, подумать, правильно ли малыш поступил, похвалить маленького дипломата за верное решение.

Учимся знакомиться

Первые уроки дружбы

Умение знакомиться – это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы. Может ли ваш малыш подойти на детской площадке к незнакомому мальчику или девочке и познакомиться? Есть малыши, которые делают это легко и свободно без всякой помощи со стороны родителей: «Девочка, тебя как зовут? Аня? А меня Маша. Это что у тебя, кукла? А у меня смотри, какой зайчонок есть! Давай поиграем, будто они поехали на море…» Все, знакомство свершилось, игра завязалась. А есть дети, которые в силу естественной застенчивости стесняются подойти к играющим детям и предложить дружбу. Чаще всего это связано с особенностями психики ребенка. Все люди делятся на экстраверты и интроверты. Понятно, что в чистом виде эти два психотипа встречаются редко, но многие черты прослеживаются у каждого из нас уже с самого раннего детства. Малыш-экстраверт черпает информацию об окружающем мире от других людей, общение стоит у него на первом месте. Как правило, он не любит одиночества и в большинстве случаев лучше коллективную игру индивидуальной. Ребенок-интроверт наоборот больше любит проводить время в одиночестве, играть самостоятельно. А информацию об окружающем мире получает из своих собственных ощущений и переживаний. У открытого экстраверта обычно не бывает проблем с общением, он сам ищет возможности завязать новое знакомство. Зато ему непросто занять себя без помощи других. А вот если у вашего малыша прослеживаются черты интроверта, есть смысл приложить некоторые усилия и помочь малышу научиться знакомиться, общаться, дружить. Одним словом, помочь ему стать более коммуникабельным. Сделать это можно многими способами. Прежде всего вам помогут любимые игрушки малыша. Поиграйте с малышом в игру «Знакомство». Пусть, как будто, зайчик (его озвучивает малыш) играет в песочнице, а мишка (за него говорите вы) хочет с ним познакомиться. Покажите ребенку вероятные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Затем поменяйтесь ролями, пусть первым «знакомится» малыш. Объясните ребенку, что предлагая кому-то дружбу, нужно обязательно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с мрачным и сердитым лицом и пробубнить что-то типа: «Давай дружить», вряд ли это будет иметь подобающий эффект. Проиграйте с ребенком разные ситуации. Что если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно разозлиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ей: «Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки…» С помощью игрушек можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, скорректировать некоторые особенности его поведения. Подобные ролевые игры объяснят ребенку все гораздо более доступно, чем обычные морали и воспитательные беседы.

На собственном примере

Первые уроки дружбы

Если в какой-то семье не принято ходить в гости и устраивать у себя дома веселые праздники, если взрослые предпочитают сидеть дома у телевизора, а не проводить время с друзьями, если у мамы нет преданных подруг, с которыми приятно иногда поговорить за чашкой кофе. а для папы все окружающие делятся только на людей, полезных или ненужных для бизнеса, можно не сомневаться, что велика вероятность того, что подобную модель поведения унаследует и ребенок. Дети многое постигают, многому учатся, глядя на нас. И если мы сами – люди веселые и общительные, если у нас есть настоящие друзья, с которыми мы периодически встречаемся, если малыш видит наше неподдельное участие в жизни друзей, наше желание прийти друг другу на помощь, то это будут лучшие уроки дружбы, которые мы можем дать нашим детям. Вообще любое воспитание малыша начинается с общения с ним. И чем больше мы будем говорить с ребенком на разные темы, тем лучше. Чаще рассказывайте ребенку о своих друзьях детства, о том, как вы познакомились, как развивалась ваша дружба, во что вы играли, рассказывайте о детских приключениях, выдумках, ссорах и примирениях. Во-первых, ребенку всегда очень интересно узнать о том, какими были мама и папа в его возрасте. А во-вторых, с помощью таких рассказов можно без нотаций и наставлений разъяснить малышу много непростых вопросов о взаимоотношениях с другими детьми. Покажите ребенку на собственном примере, что дружить – это классно! Полезным уроком для младших детей будет то, как мама относится к друзьям. Чаще заводите с ребенком разговоры о его товарищах из детского сада и других знакомых детях, интересуйтесь их делами, успехами. Да, постепенно, малыш будет учиться относиться к знакомым детям не просто, как к случайным участникам игр, а как к людям для себя значимым, с которыми хочется встречаться, играть, дружить…

Целый мешок приятелей

Во времена нашего детства у нас, как правило, не было недостатка в друзьях. Мы начинали самостоятельные прогулки во дворах гораздо раньше собственных детей. Мы играли в дворовые игры, которые сами по себе были прекрасным пособием, которое научило нас взаимовыручке, дружеской поддержке, которое показало пути разрешения споров и конфликтов. Наши же малыши очень часто подобного опыта лишены. Что поделаешь, настоящее диктует нам свои условия, и мы вынуждены принимать правила игры. Но это вовсе не означает, что дошкольник, особенно не посещающий детский сад, должен быть лишен опыта первой детской дружбы. Мы просто обязаны дать ему возможность усвоить навыки общения в дошкольном возрасте. Ведь малышу, не умеющему дружить и общаться со сверстниками, будет очень непросто «влиться» в школьный коллектив. С раннего возраста можно и нужно устраивать для своего малыша «сеансы совместной игры» с другими детьми. Возведите традицию приглашать их в гости и ходить в гости к ним, проводите всевозможные праздники, отмечайте детские дни рождения, устраивайте «культпоходы» в театр, цирк, музей, зоопарк, всевозможные прогулки и экскурсии, и просто собирайтесь время от времени, чтобы поиграть в веселые игры. Не возражайте, если ребенок захочет пригласить домой кого-нибудь из знакомых детей, чтобы поиграть. Напротив, всячески поддерживайте такое стремление. Находите время хотя бы иногда поиграть вместе с детьми. Это даст вам возможность понаблюдать за отношениями вашего малыша со своими приятелями, поможет выявить возможные проблемы в общении и укажет пути их решения.

Сказки спешат на помощь

О дружбе написано, наверное, больше всего детских книг и песенок, сняты мультфильмы и художественные фильмы для детей, и будет уместным взять их на вооружение, сделать своими союзниками и помощниками. Не навязывайте ребенку свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что хорошо, а что плохо. Сделайте так, чтобы ребенок сам разобрался в этом, понял собственным умом. И именно хорошие книги, фильмы, мультики могут дать ребенку важные и хорошие уроки, заставят задуматься о том, как хорошо иметь в жизни настоящих друзей и как важно самому быть хорошим, преданным другом. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным. После просмотра того или иного мультфильма или прочтения книги полезно дать возможность ребенку самому поразмышлять над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, чтобы он сделал в том или ином случае. Старайтесь не осуждать друзей ребенка, даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор вашего ребенка, он имеет на это право. Подобный опыт тоже полезен для малыша. Он научит его отличать искренность от лицемерия, а доброту от подлости. Если вы правильно воспитываете ребенка, ваше положительное влияние наверняка перевесит. А может, новый друг не так уж плох, как кажется маме? Приглашайте его в гости, общайтесь с ним. Пройдет немного времени, и все станет на свои места. Психологами давно подмечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Так что пусть в вашей семье царят мир и любовь, а у ребенка будут самые лучшие, самые преданные друзья! Источник: «Мама и малыш», № 6