Педагогическое докорм: «ой, как это непедагогически»!

«Сегодня ходили в поликлинику на плановый осмотр, поскольку сыну исполнилось шесть месяцев. Врач спросила, сколько грамм докорма съедает ребенок и сколько раз в день. Я ответила, что у ребенка пока педагогическое докармливание – я даю ему по кусочку разные продукты со взрослого стола. Педиатр возмутилась и сказала, что это очень безответственно, я испортю ребенку желудок, и чтобы я немедленно прекращала это безобразие и начала докармливать его так, как положено в соответствии с рекомендациями врачей», — жалуется мама на одном из интернет-форумов.

>

Наверное, многие молодые родители, которые сами получали в детстве докармливание по «традиционной» схеме (сначала одну ложку овощного или фруктового пюре, потом порция увеличивается в течение недели, затем вводятся новые продукты и т.д.) и сейчас так же докармливают своих детей, присоединятся к мнению педиатра: где это видно, чтобы ребенку в 5-6 месяцев сразу давать продукты с родительского стола, да еще без какого-либо режима? Это вредно для здоровья, скажут они, более того, пресловутое «педагогическое докармливание» – это очень непедагогически, потому что не помогает воспитать у малыша дисциплину! Между тем, как утверждает ряд специалистов, в такой схеме введения докармливания нет абсолютно ничего ужасающего. Более того, у нее есть свои преимущества.

Что такое «педагогическое» докармливание?

На самом деле, педагогическое докармливание – это совсем не новомодное увлечение. Именно такой способ знакомства малыша с твердой пищей практиковался человечеством на протяжении тысячелетий, а во многих культурах практикуется и по сей день. Наши предки не усложняли себе жизнь готовкой детских пюре или специальных кашек, которые, по уверению нынешних педиатров, лучше всего подходят для питания детей грудного возраста. Дети получали из общего стола кусочек хлеба или пирога – пососать, морковку или огурец – погрызть, а в год уже отхлебывали борщ. И, конечно, никто и представления не имел о режиме приема пищи для детей, о введении монопродуктов и т.д. Отметим, что, несмотря на запреты педиатров, так докармливали и многих советских малышей; хотя, конечно, это не поощрялось, и родители, практикующие именно такой способ знакомства детей со взрослой пищей, клеймились как безответственные разгильдяи.Казалось бы, такой бессистемный метод введения докорм должен был безвозвратно уйти в прошлое с появлением качественного баночного детского питания, детских кашек, сырков и других продуктов. Ведь выходит, что современным мамам не нужно самой готовить пюре, выжимать сок вручную; покупаешь партию баночек, выдаешь их ребенку по определенному режиму – и все замечательно, ребенок сыт и мама довольна! Тем не менее, в последние годы все больше родителей начинают знакомить ребенка с твердой пищей именно по принципам педагогического докармливания – кормя их кусочками пищи со своего стола и в соответствии с желаниями детей, а не по режиму, рекомендованному врачом.

С чем же связан этот странный феномен? Дело в том, что ряд педиатров утверждают, что именно метод педагогического докармливания максимально соответствует физиологии и психологии ребенка до года. Они выделяют несколько преимуществ такого способа:

Еду с родительского стола малыш ест охотнее, чем специально приготовленные для него блюда. Ведь малыш в возрасте 4-6 месяцев (когда, собственно, ребенку и вводят докорм) активно копирует родителей, ему хочется делать все, как они. Процесс приема пищи для него – это, скорее, один из элементов социализации и вовлечения в мир взрослых, чем утоление голода, поэтому и не удивительно, что родительская пища для детей интереснее «детской».

По наблюдению некоторых специалистов, у детей, получавших педагогическое докармливание, в старшем возрасте формируется более здоровое отношение к пище. Такие дети привыкают получать пищу не по режиму, а в соответствии с потребностями своего организма, и их родители редко сталкиваются с проблемой плохого аппетита у ребенка. У этих малышей просто не формируется тех негативных ассоциаций с пищей, которые, чаще всего, производятся у малышей, в которых родители «впихивают» докорм по традиционной схеме.

Введение педагогического докорма дает возможность детям попробовать значительное количество продуктов, а родителям лучше изучить вкусовые предпочтения своих чад, и, в дальнейшем, корректировать меню ребенка в соответствии с ними.

Конечно, такой способ введения докорма не универсален. Прежде чем начать знакомить своего ребенка со взрослой пищей именно таким образом, запомните несколько правил. с общего стола, если у нее заболевание желудочно-кишечного тракта: в этом случае малышу может потребоваться определенная диета, которую должен назначить врач. Обязательно следите за качеством продуктов, которые вы даете попробовать ребенку: они должны быть свежими, не очень солеными и не острыми, не следует экспериментировать с копчеными продуктами, маринадами, экзотическими блюдами. Обращайте внимание на то, чтобы сам процесс жевания и глотания был безопасным: например, если ребенок уже научился откусывать кусочки, но еще не умеет их пережевывать, то не давайте ему те овощи и фрукты, от которых он может отгрызть кусок и подавиться. В целом же совсем не обязательно «зацикливаться» именно на определенном способе введения докорма. Зачастую оптимальный эффект дает сочетание разных методов.