Обустраиваем детскую комнату по системе Монтессори: 5 простых шагов

«Помоги мне сделать это самому» – один из главных девизов педагогики Монтессори. Разбираемся, как с помощью правильной организации пространства в комнате ребенка помочь ему стать более самостоятельной, а значит, более уверенной в своих силах.

 

Зачем что-то специально менять?

У родителей может возникнуть вопрос : «Так ли уж нужно что-то менять в домашней обстановке для ребенка? Мария Монтессори считала, что это нужно. «Дом взрослых», где все устроено для нужд больших людей, не дает детям эффективно развиваться.

Главная цель изменений – сделать ребенка независимым от взрослого настолько, насколько это в его возрасте возможно. Когда дети растут в специально подготовленном для них окружении, они все меньше и меньше прибегают к помощи взрослых, увереннее управляют своей жизнью, осознавая свои силы и совершенствуя свои навыки. Шаг 1. Сделайте дом безопасным для детей С рождением ребенка многое меняется в доме, появляются новые предметы, и в первую очередь родителям стоит подумать о безопасности пространства. В квартире не должно быть мест, представляющих опасность для детей, если они способны туда добраться.

Как обезопасить квартиру:

  • Заклеиваем острые углы мебели.
  • Устанавливаем ограничители на окна.
  • Ставим заглушки на розетки.
  • Убираем все провода с пола.
  • Прячем бытовую химию в недоступное для детей место.
  • Переставляем из нижних ярусов полок, шкафов и комодов все хрупкое, бьющееся или колющееся.

Шаг 2. Добавьте вещи так, чтобы ребенок доставал их сам

< >Присядьте на пол и постарайтесь взглянуть на комнату (а затем и весь дом) глазами ребенка. Где, к примеру, находятся выключатели света? Дети должны сами до них дотягиваться.

Есть ли подставки-скамейки у унитаза и/или раковины? Сможет ли ребенок сам взять полотенце, чтобы вытереть руки? sistemoju-montessori-5-prostih-krokiv-7b220fc.jpg» alt=»Обустраиваем детскую комнату по системе Монтессори: 5 простых шагов» />

Выйдет ли у него без вашей помощи залезть/слезть со стула за обеденным столом? В этом плане плохой вариант – стульчики для кормления. Ребенок у них – «пленник»: сидит, пока мама не решит, что можно встать из-за стола. Хорошая альтернатива – стол и стул маленького размера. И пусть ребенок сам за ними ухаживает: накрывает на стол, протирает его от грязи и пыли, забирает посуду. Хорошо, если у ребенка в комнате стоит кувшин с водой и его чашка. Всегда можно подойти и налить попить. Кувшин должен быть маленьким и легким, а чашка — устойчивой. Шаг 3. Самостоятельность ребенка начинается с прихожей.

Теперь давайте представим, как вы заходите с ребенком в квартиру. Есть ли у него удобная скамейка в прихожей, где можно присесть и спокойно снять обувь, а потом убрать ее самостоятельно? Есть ли крючок, на который 1,5-летний ребенок в состоянии сам повесить верхнюю одежду?

Или ребенок быстро разувается-раздевается мамой, а вещи разлагаются по «взрослым» местам, до которых ему даже не дотянуться? Мария Монтессори такого не одобрила бы, ведь это ключевой аспект организации среды для ребенка, ничуть не менее важный, чем порядок на полке с игрушками.

Шаг 4. Правильно организуйте рабочее место

Принцип доступности распространяется и на рабочее место ребенка, в первую очередь, стол, за которым ему будет удобно рисовать, лепить, играть. Стол — это чистый лист. Лучше всего, если он будет однотонным, без отвлекающих картинок и надписей. И он не должен быть завален кисточками, кусочками пластилина, деталями конструктора или игрушками.

Все необходимое для творчества можно поместить в специальную коробку или отвести для таких вещей место на стеллаже.

Обустраиваем детскую комнату по системе Монтессори: 5 простых шагов

Полки с книгами лучше не перегружать. Пусть это будет 5-7 изданий, которые вы будете периодически менять. Так ребёнку легче определиться с выбором. А вот когда полка завалена до отказа всяческими книжками, определиться с выбором сложнее.

Шаг 5. Пусть ребенок сам следит за порядком

Вещи в детской должны лежать так, чтобы ребенок мог сам их взять. К примеру, можно выделить под них нижние ящики комода. Внутреннее пространство ящика удобно организовать с помощью коробок или специальных разделителей.

Рядом со шкафом повесьте большое зеркало, чтобы ребенок мог посмотреть на себя во весь рост. Так у нее будет возможность самостоятельно заметить, если что-то не в порядке с ее внешним видом.

Вещей не должно быть слишком много, облегчите ребенку проблему выбора. В идеале их нужно рассортировать так, чтобы дети знали, где лежат их носки, где – шорты, а где – футболки. Для этого можно привлекать их к сортировке и разложению белья после стирки. za-sistemoju-montessori-5-prostih-krokiv-6d3e045.jpg» alt=»Обустраиваем детскую комнату по системе Монтессори: 5 простых шагов» />

Да, не всегда ребенок сможет придерживаться принцип сортировки внутри своих ящиков. Наверное, носки будут встречаться и в отделении с футболками, и между брюками. Маме придется помогать малышу следить за порядком, и тогда поддерживать более-менее постоянное расположение вещей удастся. Почему так важно, чтобы ребенок был максимально автономн в сфере одевания/раздевания? Отдавая детям эту ответственность, мы даем им очень важное чувство – уверенность в себе.