Новые методы воспитания дошкольников: ставка на личность

Альтернативные методы дошкольного воспитания становятся все более популярными в украинских садах. Традиции советского коллективизма постепенно уходят в прошлое. Один день из жизни типичного украинского сада: приводят ребенка, воспитатель заметил, обязательная групповая зарядка, завтрак, общее занятие – одинаковое для всех, прогулка, сон, игры в группе или музыкальный урок и снова прогулка, на которую все выходят парами. Коллективизм и строгая организованность – особый признак советской системы. По такой схеме до сих пор работает большинство дошкольных учреждений Украины. Впрочем, есть и исключения — такие «белые вороны», которых не устраивают методы «уровняловского» воспитания. В таких заведениях каждый ребенок стремится видеть прежде всего личность, все вращается вокруг ее способностей и интересов. К примеру, придя в группу, ребенок сам фиксирует приход, выставляя свое фото. Темы для занятия дети выбирают тоже сами, отталкиваясь от интереса, работают по пять человек в группах, рассказывает в интервью DW педагог, глава общественной организации «Школа без слез» Екатерина Гороховская. Сейчас 80 процентов детей гиперактивны, они нуждаются в совершенно ином подходе, а коллективизм должен уйти в прошлое, убеждена собеседница.

Опыт Львова

Во львовских садах первые альтернативные программы воспитания начали внедрять еще с 90-х годов: «шаг за шагом», «лицом к ребенку», «школа Монтессори». Эти мотодики основываются на развитии каждого ребенка как индивидуума, детям дают больше свободы, они учатся делать выбор, объясняет Гороховская. С сентября в шести садах города будут внедрять новый, до сих пор неизвестный украинским педагогам метод – «исследование проектов», добавляет глава организации. Эта разработка воспитания состоит в том, что ребенок без помощи других выбирает темы для исследования. К примеру, «наш сад» или «труд моих родителей». До этого воспитатель в течение двух недель следит за детьми, определяет уровень и знаний. Особенность подхода еще и потому, что родители становятся партнерами в детских исследованиях. Родители должны организовать поочередность и каждый день один из них принимает участие в занятиях. «Участие родителей в занятиях снимает много вопросов, сами по себе отпадают отрицательные штампы», — объясняет председатель организации.

Родители «за», но…

Дети, которые посещали садики с альтернативной формой воспитания в школах, становятся лидерами, инициативными учениками со своим видением, которые умеют делать выбор, убеждена Гороховская. А опасения, что ребенок не сможет адаптироваться в обычной общеобразовательной школе после нетрадиционного подхода, безосновательны, уверяет педагог. Многие родители открыто относятся к инновационным методикам воспитания. Но отдать ребенка в такой садик не так уж просто, жалуется в разговоре с DW мать двоих детей Ольга Рак. Садочки с отличным воспитанием – это преимущественно частные учреждения, говорит она. «Поблизости есть такой садик, но оплата там около двух тысяч гривен в месяц. Это слишком дорого, а в государственное подобное заведение не пробиться, замечает Рак. Ее шестилетняя дочь ходит в обычный садик, где, по ее наблюдению, никаких новых подходов не используют.Собеседница говорит, что готова платить больше, если увидит, что особенности и сферы интересов его ребенка будут учтены.»Я наблюдаю, что в наш сад приходят молодые, активные педагоги, которые имеют новое видение в воспитании, но боюсь, чтобы этот пыл быстро не угас из-за малых зарплат и отсутствия единомышленников», — добавляет молодая мать.

«Дети должны делать то, что им интересно»

В той или иной степени практически все дошкольные учреждения в Украине «берут на вооружение» новые подходы к воспитанию, уверяет в разговоре с DW доцент Института развития ребенка Национального педагогического университета Драгоманова Наталья Левинец. Это не обязательно общая методика, где ставка делается на всестороннее развитие личности, а может быть и дополнительная узкопрофильная специализация: оздоровительная, художественная, естественная или математическая, объясняет эксперт. Однако, чтобы воплотить инновационную форму воспитания недостаточно желания и умения педагога, убежден ученый. Нужны понимания со стороны администрации учреждения, активное участие родителей-партнеров и благоприятные социальные обстоятельства. Все эти звенья в украинском обществе еще «ковыляют», отмечает Ланивец. Скажем, непросто убедить руководство садика, если заведующим является старший человек с многолетним опытом традиционной формы воспитания.

Суровая реальность

Однако едва ли не самой большой проблемой на пути применения новых веяний в воспитании является банальная переполненность групп и недостаток дошкольных учреждений. Если в группе не двадцать, а сорок детей, то внедрять качество индивидуальных подходов нереально, объясняет Наталья Левинец. В конце концов, говорит она, украинские родители сейчас лишены выбора, они отдают ребенка в ближайший садик, в котором могут найти место. Источник: DW.DE .