Ми-ми-ми генерация – тинейджеры XXI века

ККомитет Совета Европы по вопросам медиа и информационных обществ предлагает все больше внимания обращать на трансформации, происходящие в сознании детей информационного общества. Они рассылают до 1000 сообщений в день. Они каждый час проверяют свои аккаунты в социальных сетях. Они любят свой телефон, но ненавидят говорить по нему. У них новые болезни. К примеру, карманно-вибрационный синдром. Они имеют полную историю своей жизни в Instagram, Twitter, YouTube, Facebook. У них нет страха перед публичной жизнью. Они фотографируют сами себя, редактируют свои фото и выставляют их онлайн. Они познают мир втрое быстрее, чем это делали все предыдущие поколения. Ми-ми-ми*-генерация – это поколение 11–16-летних, и через десяток лет мир будет принадлежать им. Тинейджеры XXI века в значительной степени сформированы миром медиа. Об этом без устали говорили еще с конца прошлого века. В 1979 году Кристофер Леш в своей книге «Культура нарциссизма» писал: «Медиа дают константу для яркости, идеалистических мечтаний, нарциссического настроения, популярности и славы. Зрители, особенно юного возраста, идентифицируют себя со звездами, ненавидят рутину и им все дальше и дальше будет труднее воспринимать банальные ежедневные потребности и проблемы». За последние 30 лет на 58% вырос уровень нарциссизма среди студентов колледжей (согласно данным Национального института здоровья США, который проводил исследования в 1982 и 2009 годах). Грядущее поколение самое многочисленное за всю историю мировой цивилизации. Оно сформировалось и растет в условиях обеспеченности, изобилия и доступа в интернет. Не менее 30% сегодняшних тинейджеров имеют кредитные карты и гарантированную наследственную недвижимость. Даже в Китае, где семейная традиция выше, чем индивидуальная, интернет, урбанизация, политика одного ребенка, засилье голливудской культуры создали генерацию самоуверенных, убежденных в своей правоте, прозападных тинейджеров. Индустриальная революция, интернет и новые медиа – это базис, на котором сформировалось одно поколение и сегодня уже формируется генерация нынешних тинейджеров. Они легко передвигаются по миру, живут в социальных сетях, в онлайн создают бизнес. Ценностные категории молодежи меняются почти одинаково во всех странах, и причиной тому ученые называют медиа и интернет. В шкале ценностей семья и образование заменяются самолюбием и стремлением славы. Есть простая иллюстрация. В 1960-1990 годах в семьях со средним достатком выставляли свадебные, школьные, армейские фото и фото с выпускного. Time приводит такие цифры: сейчас у детей в Instagram 85% фото – это фото самих себя, своих портретов и фото своих животных. Тинейджеры максимально социальны благодаря сетям. Однако они антиинтеллектуальны, антиисторические, антикрасноречивые, антианалитические. Знание, история, аналитика – все в доступе за секунды с помощью Google и других поисковых систем. Европейские ученые и эксперты еще в конце прошлого века пережили волну возмущения жестокостью триллеров и гламурностью сериалов. Дискуссия велась под лозунгом «Лучше информировать и предотвращать, чем запрещать». Нидерланды первыми в 1999 году создали Институт NICAM, полугосударственный, полуобщественный. Как один из результатов деятельности – система «умных меток» для всего телевизионного контента. Последователями Нидерландов стали многие европейские страны. Отметки на фильмах, видеодисках, компьютерных играх, возрастные символы на детской продукции. В 2011 году разумные предостерегающие символы ввела Турция. Россия маркирует всю информационную продукцию, в том числе печатную печать. В 2012 году нормативно-административным размахом был введен закон, и через полгода (без пилотных проектов или экспериментальных шагов) возрастные отметки появились на всех телерадиоканалах, в газетах, журналах, е-играх и т.д. Первые три месяца внедрения породили сопротивление и скандалы, в частности, когда мультфильм «Ну, погоди!». было промаркировано, как для детей от 16 лет. Следующие полгода принесли положительное восприятие педагогов и родителей, а впоследствии и поддержку широкой публики зрительской аудитории. С 2012 Украина работает над национальным проектом разумных символов. С торможением и слабой поддержкой телевизионной промышленности проект развивается и в этом году. Пять ОТРК стартуют с экспериментальным пилотным проектом. Тем временем, голландский институт в этом году запускает пилотный проект «Умные символы в интернете». Поскольку сущностью проекта является сорегулирование, закономерно возникает вопрос: каким образом может сработать проект в интернет-среде? Ведь в телевизионном формате (так система работает во всех странах) государственный орган предлагает набор меток, а задачи вещателей – выставлять возрастные и контентные «умные метки» на всех телевизионных программах. После нескольких дней обучения и овладения программным обеспечением работник канала отвечает на вопросы анкеты и согласно ответам получает соответствующую отметку. В идее пилотного проекта «Умные метки в Интернете» будет лежать активность читателей и потребителей веб-страниц, которые при желании должны заполнить анкету по 24 вопросам, и на сайте может появиться соответствующая рекомендательная метка. На мой вопрос: «Стоит ли надеяться на сознание и ответственность интернет-потребителей?» директор Института NICAM Вим Беккерс ответил: «Безусловно, можно. За прошедшие десять лет мы получили новую культуру потребления информации как от поколения родителей, так и от поколения детей благодаря наличию системы упреждающих разумных меток телевизионного контента». На новую культуру надеются эксперты Совета Европы. Лишь одна цитата по рекомендациям 2013 года: «Изменения, происходящие в традиционных медиа в связи с их сочетанием с интернетом, обусловят и изменения общей медиаполитики. Государства должны формировать подходы и нормы по защите и развитию конвергентных медиа, соединенных с Интернетом. Необходимо четкое перспективное видение того, как совместить современное развитие национальных медийных ландшафтов с теми стандартами, которые разрабатываются ныне для общеевропейского использования». Среди них главное внимание следует уделять:

  • развитию саморегулирование;
  • усилению роли общественного вещания в цифровую эпоху;
  • защиты детей и молодежи от потенциально вредоносного контента;
  • усилению медиаобразования (в частности, интернет-образования. Эксперты настаивают, что такой компонент образования должен появляться из начальной школы и продолжаться до последних уровней высшей школы).

На последнем заседании украинской Межведомственной рабочей группы по разработке и внедрению национальной системы отметок для защиты детей от потенциально вредоносного контента участники признали, что кроме главной задачи на этот год – запуска пилотного проекта «Умных предупредительных отметок» на 5 областных государственных телерадиокомпаниях, обязательно следует максимально расширять в проекте компонент медиаобразования. Тематика телеметок внесена в раздел о влиянии СМИ на личность в учебнике «Медиаобразование и медиаграмотность». Также информация о разумных отметках стала составной частью практикума для старшеклассников по медиаобразованию. Продолжается всеукраинский эксперимент по внедрению курса медиаобразования в среднее общеобязательное школьное образование. Без пессимизма – это наш украинский шанс поделиться с ми-ми-ми-генерацией опытом культуры и селекции информации. Может быть, и ради нас самих. * Ми-ми-ми – сленговое определение в интернет-общении для выражения качества восхищения или уровня привлекательности. Пришло на смену «мусси-пухе». Фраза появилась в молодежном общении после выхода на экраны популярного мультфильма «Мадагаскар», где пушистый милый лемур, восхищаясь увиденным, аплодировал и пищал «ми-ми-ми». Лариса Мудрак,заместитель председателя Национального Совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Источник: mediasapiens.ua