Как заменить «НЕТ» на «ДА» в общении с ребенком?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что в ежедневном общении родителей с ребенком отрицание «НЕТ» или «НЕТ» может прозвучать примерно 400 раз? Не может быть, скажете вы, но если начнем считать, сколько всего мы запрещаем делать ребенку, то эта цифра не будет казаться нам фантастической. Психологи говорят, что постоянное использование отрицательных и запретительных слов родителями раздражает ребенка, а со временем он к ним привыкает, и не слышит их, или делает вид, что не слышит. Мало того, дети, постоянно слышащие «нет» или «нет», имеют более бедный запас слов по сравнению с детьми, родители которых пытаются уменьшить использование этих слов. Вопрос заключается не в том, чтобы позволять ребенку все, что ему вздумается, а в том, как заменить отрицательные слова другими словами. Предлагаю вам идеи и методы, которые могут вам помочь:

  1. Давайте попробуем «НЕТ» заменить словом «ДА». Как? Например, если перед обедом ребенок просит: «Мама, дай мне пирожное!», не отвечайте «нет» и не читайте лекцию о правильном питании, а просто скажите: «После обеда получишь пирожное».
  2. Объясните ребенку почему вы не хотели бы, чтобы она что-то делала. Например, если малыш тянет кошку за хвост, скажите ей, что «кошке больно, когда ты так поступаешь, она будет грустной, если ты ее будешь трогать». Понятно, что маленькие детки еще могут не понимать этого, но постоянно объясняя ребенку, что наши действия влияют на других и что чувство других нужно понимать, мы одновременно эмоционально развиваем его.
  3. Предоставьте ребенку возможность выбора. Например, если ребенок в квартире хочет бросать мячик, мы можем предложить ему: «Дома мы катим мячик, а во дворе мы его бросаем. Что ты хотел бы делать? Ты выбираешь!» Очень хорошо, когда малыши с детства могут самостоятельно принимать некоторые решения в своей маленькой жизни, но обратите внимание на то, чтобы предложенные варианты были понятны ребенку.
  4. Важно, чтобы мы понимали и принимали чувство ребенка. Если ее даже подъемным краном нельзя унести с детской площадки, мы должны понимать, как ей трудно уйти оттуда, где она себя так хорошо чувствует. И если уж нужно идти оттуда, то помогите ей: возьмите за ручку, обнимите ее, поцелуйте, возможно, так ребенку легче будет покинуть любимое место.
  5. Очень полезным и действенным является способ «предложи другое действие и покажи его ». Например, ребенок может только потому ударить младших сестренку или братца, потому что еще не умеет общаться. Покажите ей, что лучше сестричку обнять или поцомать, чем толкать или избивать.
  6. Немного юмора тоже не помешает в методе «покажи и скажи». Если ребенок, например, постоянно размахивает ножками, сидя, можно схватить ножки и сказать: «Ножки, остановитесь!» или «Ножки, тише!»
  7. Если ребенок возьмет в руки что-то запретное или опасное (например, ножницы), вместо того чтобы немедленно выхватить их из рук ребенка, можно изучать немного «опасный» предмет с мамой. Затем мама скажет, что этот предмет для детей не нужен (опасный) и пойдет вместе с ребенком искать «что-то другое, интереснее» для малышки.
  8. Если, например, ребенок решил исследовать на содержание мусорную корзину или поднять мусор на улице, попробуем вместо «нельзя», сказать: «От мусора будешь грязный и можешь заболеть!»
  9. Если ребенок обращается к вам с просьбой, которая может иметь ответ и «да» и «нет», попросите у ребенка время на размышления. Назовите термин, когда вы ему ответите или когда можно будет об этом поговорить снова.
  10. Важно придерживаться собственных слов! Вместо пустых угроз нужно действовать. Если что-либо запрещено или должно быть выполнено, то ребенок должен понимать, что это следует соблюдать.

Можно привести еще много способов и способов избежать слов «НЕТ» или «НЕТ», все зависит от вашей фантазии и изобретательности. Вы можете спросить: у какой мамы есть время и силы на все эти методы, когда мой ребенок, несмотря на мои замечания, не может обойти 35-ю лужу по дороге на площадку? В том-то и дело, что то, что не работает 35 раз подряд, не будет работать и дальше, поэтому нужно искать новые способы, чтобы ребенок нас слышал и обращал на наши слова и действия внимание! Для действенного использования вышеназванных методов следует помнить о двух вещах. Первая: при их применении вы должны быть вероятны, то есть если вы, например, разгневаны, не нужно улыбаться. Ребенок должен испытывать ваши чувства, иначе он вам не поверит. Второе. Вы должны понимать, что сразу успеха, пожалуй, не добиться. Надо быть терпеливым и настойчивым. Даже если сначала ребенок не будет реагировать, он будет чувствовать, что способ, которым вы с ним общаетесь, изменился. Если вы считаете, что так не стоит разговаривать с маленьким ребенком, потому что он и так не понимает, то вы ошибаетесь. Со своим старшим ребенком (ему сейчас 3 года) я разговаривала именно так (не используя отрицательные слова) чуть ли не с рождения. И теперь, когда она своей младшей сестренке говорит: «Осторожно, это опасно, перевернется!» вместо «Нельзя, НЕ делай этого!», мне так приятно, что слезы обращаются на глаза. 🙂 Марина Коваль