Как стимулировать развитие речи у ребенка? 10 простых приемов

Всем родителям хочется, чтобы малыш быстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Когда ребенок разговаривает с вами, то и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, сказанных малышом. К тому же развитый язык – показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете сознательно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

 

1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни очень важно петь песенки малышу. В пении сочетаются слова, их содержание и ритм – и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стихотворения напевно, не спеша. Ведь здесь главное, чтобы ритм совпадал и чтобы малышу нравилось.

 

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного языкового периода у ребенка формируется общее представление о языках, о родном языке. Ведь он слышит наш язык каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем песенку или разговариваем по телефону.

Очень важно много говорить с ребенком и в его присутствии, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, «взрослой». Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражание (например, «иго-го» вместо «лошадки»), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на «полноценные» слова.

 

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

Даже на самых маленьких детках мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

— «Привет, кукла! Тебя как зовут?»

— «Меня зовут София»

— «Привет, Софийка! А я мама Оля»

— «Привет, мама Оля! А это кто?»

— «А это у нас девочка Катя»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

 

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождя, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки – речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. Например, духовность на листик, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» И увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

 

5. Играйте в ритмичные музыкальные игры.

Давно подтверждено, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому когда ребенок видит, слышит, чувствует и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще больше это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение оказывает положительное влияние на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попытайтесь взять деревянные ложки и постучать друг о друга. Вместо барабана, чтобы не был столь резкий звук, возьмите коробку или пластиковую миску. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладони или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстучал ритм.

 

6. Читайте книги: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы произносим всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам языка. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру языка, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед выходом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни, например:

 

Спрыгнул котик,

Сел на плотик.

Мой ротик

И животик.

Он беленький

И чистенький, — 

Хороший Мурчик

мой маленький.

 

— Киса Мура, где ты была?

Я кричал, а ты не слышала!

— Я сидела под столом,

Ела кашицу с молочком.

 

Спит в кроватке лисичка, 

Умыла на ночь красивое личико.

Бубликом скрутилась я,

Хвостиком укрылась.

Снется ей рыженькие сны.

Спи, лисичко, крепко спи.

 

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.

Природа устроена так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и язык, расположены рядом и их развитие тесно связано. Поэтому развитие мелкой моторики является если не «панацеей», то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (кольца пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и писание
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с лентами
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стукаем пальчиками )
  • игры с прищепками

 

9. Сочиняйте свои стишки и рассказы (для мам деток от 1,5 лет).

Свои песни и стишки сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только улучшить язык ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете воду в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

 

10. Играйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет вам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

 

Идет коза рогатая, 

Идет коза ушастая

< К детишкам малышей .

Неженьками «туп-туп»,

Оченьками «»луп-луп»,

Кто только сосочку сосет,

>

Молочка кто не пьет,

Того крепкого приду,

На рожки посажу.

 

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме.

Мы желаем вам и вашим деткам, чтобы такие игры шли на пользу взаимопониманию между вами и положительно влияли на раннее развитие малышей. Наслаждайтесь общими играми и пусть они приносят вам только радость!