Детские страхи: природа, возрастные особенности и пути преодоления

О типичных страхах в детском возрасте – мнения семейных психологов.

Что такое детские страхи, наверное, знает каждый. Большинство из них с возрастом уходят, некоторые остаются, но не напоминают о себе, а некоторые даже во взрослом возрасте мешают. Однако детские страхи — это вполне нормальное, устранимое явление, и то, как быстро эти страхи пройдут, зависит от качества родительской поддержки. .

 

Возрастные страхи у детей

Для каждой возрастной группы, а также уровня психического развития ребенка, есть свои специфические боязни, которые также присутствуют при неврозах или других заболеваниях, но, как правило, при условии пристального наблюдения родителей, преодолеваются по мере взросления.

Чтобы разобраться, что является нормой, а что требует более пристального внимания, рассмотрим типичные страхи, свойственные каждому этапу взросления ребенка.

 

Этап 1: 0 — 12 месяцев, «хочу, чтобы мама была рядом»

Для новорожденных характерна инстинктивная форма защиты, срабатывающая при резких движениях или громких звуках, выражается она как всеобщее беспокойство — младенец напрягается, дергает ручками и ножками. Страх вызывают громкие звуки, незнакомые люди, резкие перемены обстановки, высота, беспомощность в неожиданных ситуациях и другие.

Где-то с 7 месяца малыш начинает проявлять сильную обеспокоенность при длительном отсутствии мамы в поле зрения. Это свидетельство ощущения привязанности. В основе такого страха лежит осознанная реакция на одиночество и разрыв связи с родными людьми. Такие тревоги характерны до 3 лет у мальчиков и до 2,5 лет у девушек.

С 8 месяца набирает силу страх незнакомцев, чужих взрослых, особенно пожилых людей, а также женщин, не похожих на маму.

Это свидетельствует о появлении психологического деления на «своих» и «чужих», а в более широком понимании — боязнь всего незнакомого, нового и необычного. Как правило, при отсутствии каких-либо негативных потрясений, болезней, затяжных стрессов, такой страх проходит до 18 месяцев.

Поэтому родителям следует с особой внимательностью и заботой относиться к малышу 1 года жизни, как можно меньше оставлять его на кого-то другого, избегать длительных отлучений или поездок, без особой необходимости не отдавать в детский сад и обязательно быть вместе с им в случае, если тот оказывается в больнице.

В случаях, если здоровье ребенка ослаблено, сон тревожен, ощущаются резкие перепады настроения и индивидуальная капризность, мамина близость имеет особенно большое значение.

Этап 2: 1-3 года. Малыш познает мир

 

Между первым и вторым годами жизни около половины детей испытывают страх в случае неожиданного появления посторонних, чужих людей, а также при нахождении на высоте, а также страхе боли, резких звуков, пребывания в одиночестве.

Около 2 лет с страх перед животными, чаще всего собаками, боязнь подвижного транспорта (грузовики, поезда, трамваи).

В возрасте 2-2,5 года возможно появление ночных кошмаров; также дети боятся проявлений стихии: грома, молнии, ливня; незнакомых «страшных» предметов, таких как стиральная машина, фен, пылесос.

Также в среднем на 3 году жизни возникает страх наказаний, сопровождающий рост активности малыша и его понимание причинно-следственной связи собственных действий. В семьях, в которых отец в этот период активно участвует в развитии и воспитании, такие тревоги выражены в значительно меньшей степени. Важно помнить, что воспитание не должно превращаться в войну с формированием осознания собственного «Я» ребенком.

Ни в коем случае не следует запрещать малышу озвучивать то, что тот чего-то боится. Он должен иметь возможность выражать свои тревоги и переживания, в том числе и отрицательные. Задача родителей при этом – максимально помогать ему преодолеть реальные и мнимые опасности.

 

Этап 3: 3 года — в школу. Страх тьмы и страх смерти.

 

В этом возрасте для многих детей типичны боязнь боли, внезапных громких звуков; популярны также страхи тьмы, подвижного транспорта, воды, закрытых помещений, высоты, а также страх одиночества.

В возрасте 3-5 лет большая часть детей боится боли, внезапных громких звуков, некоторых сказочных персонажей (колдуны, ведьмы, драконы); каждый 3-й – тьмы, подвижного транспорта, глубокой воды; незнакомого и замкнутого пространства. Детские психологи утверждают, что такие страхи свойственны тем детям, родители которых сами слишком эмоциональны, а также стараются не преодолеть страх вместе с ребенком, а просто избавить его от них.

В 6 лет у некоторых детей может появиться страх смерти, обусловленный пониманием необратимости происходящих возрастных изменений, старости, изменений во времени и пространстве. Как правило, такой страх не выражается прямо, а проявляется в характерных для этого возраста боязнях приступа стихии (к примеру, пожара, землетрясений, большой воды). Такие страхи случаются практически у каждого 2-го ребенка и проходят со временем.

Для детей младшего школьного возраста упомянутые страхи обычно притупляются, однако возникают характерные новые, такие как страх плохих оценок, не сдачи экзаменов, опозданий в школу.

 

Этап 4. Младшие и старшие классы

 

Дети 7-9 лет боятся темных мест, таких как подвал, амбары; стихийных бедствий, катастроф, а также нередко испытывают страх перед родителями за плохую успеваемость в школе, боятся физических наказаний. Дети 9-11 лет переживают по поводу успехов в обучении, спорте, очень близко к сердцу воспринимают разного рода неудачи, обособленность от коллектива. Страх способны вызвать также определенные крупные животные, высота, глубокая вода, а также незнакомые люди, которые могут представлять угрозу (хулиганы, пьяные, подозрительно одетые).

В 11-13 лет дети тяжело воспринимают поражения, переживаемые по поводу собственной внешнести и привлекательности, очень уязвимы к любой критике со стороны сверстников и взрослых.

 

Причины страхов

 

Самая распространенная причина большинства детских страхов — это негативный опыт в прошлом. Например, у ребенка, который укусила собака, вероятно выработается страх собак в будущем.

 

< >Психологи отмечают типичную родительскую ошибку, которая порождает чрезмерные тревоги: на привычке пугать детей, которые плохо ведут себя, что придут злой бабой, серый волк, чужой дядя, Баба Яга и заберут их! Да, действительно, вспоминая детство, почти каждый сейчас помнит угрозы родителей, что будет, если не съесть кашу или истории о скрывшемся в темной комнате или на чердаке. И проблема в том, что подобные угрозы от самых близких, которым дети доверяют больше всего, звучат очень реалистично, а умноженные на детские яркие фантазии и наивность, усиливаются и нередко сопровождают малыша и в старшем возрасте.

Детские страхи: природа, возрастные особенности и пути преодоления

Родители для ребенка самые близкие и самые родные люди, от них малыш больше всего ожидает поддержки и понимания, доверяет им, рассчитывает на их защиту во всех страшных ситуациях. Поэтому, если угрожают родители или бабушки и дедушки, у ребенка возникают противоречивые чувства: с одной стороны, он любит родных, доверяет их словам и авторитету, а с другой стороны – такие слова заставляют ее сомневаться во всем и у всех, рождают недоверие. И это легко объясняется: слова «придет злой бабай и заберет тебя» заведомо лживые, поэтому, увидев, что никакой бабушки не приходит, ребенок видит, что его обманули. И тут же возникает понимание, что раз наказания не будет, слушаться родителей не обязательно. При этом малыш размышляет: «Почему моя мама готова отдать меня бабаю? Я же ее люблю, разве она меня не любит?»

Понятно, что подобные мнения отнюдь не помогают сформировать доверительные и теплые отношения внутри семьи, а даже наоборот – способствуют отчуждению ребенка и родителей, развитию разнообразных детских страхов и тревог.

Поэтому важно помнить, что все угрозы, которыми пользуются с целью воздействия на ребенка, носят манипулятивный характер, поэтому применять их в воспитательном процессе не стоит.

 

Итак, в определенные периоды жизни и взросления ребенка большинство страхов являются нормальной, вполне естественной реакцией на непонятное, непознанное, неизвестное. Дети помладше обычно не осознают свой страх, он проявляется непосредственно в критические моменты. Часто источником страхов является приобретенный отрицательный опыт (падение – страх высоты; укус собаки – страх животных).

 

Задача родителей — не отрицать страхи детей словами «ты трус, высоты не следует бояться», а поощрять их разобраться в них и понять, что угрозы нет: «мрак — это просто отсутствие света, в этой комнате нет ничего того, чего не было днем , монстров или привидений не существует». не стоит.

 

Однако не стоит пренебрегать страхами как мотиватором всегда быть осторожным в обращении на дороге, с дикими животными или у водоема. Ребёнок должен осознавать риски и знать, какие из них реальны, а какие — всего лишь вымысел. если столкнулись с такой проблемой. Это очередной этап развития малыша, который нужно просто пережить вместе с ним, показывая поддержку и готовность всегда прийти на помощь. Преодоленный общими усилиями страх – это залог самоуверенности ребенка и веры в его силы и возможности.