Дайте детям свободу – сделайте город дружественным к детям

Тим Гилл – английский специалист, изучающий поведение детей в повседневной среде, консультирует правительства крупных городов, пишет книги и считает, что для развития творческого потенциала детей нужно уделять повышенное внимание организации игровых и рекреационных пространств. Предлагаем вашему вниманию интервью с Тимом Гиллом, которое он дал сайту http://kidsters.ru, когда был приглашен на Урбанистический форум в Москве, где обсуждались проблемы мегаполиса.

Мне кажется, что сейчас у детей гораздо меньше времени, когда они предоставлены самим себе и им ничего не нужно делать. Чаще всего с детьми всегда кто-то рядом: няни, родители или бабушки с дедушками. Вот когда я была маленькая, я сама ходила в школу и сама оттуда возвращалась, гуляла одна во дворе и т.д.

Для детей очень важны эти моменты, когда рядом нет взрослых, когда никто не следит за ними и не смотрит через плечо, пусть даже молча. Детство – это, в том числе, путешествие, и на этом пути происходят очень важные в жизни вещи.

Мы надеемся, что на этом пути дети постепенно становятся увереннее, начинают понимать, что они могут достигать своих целей самостоятельно, могут сами справляться с ежедневными жизненными испытаниями.

По-моему, этому можно научиться только тогда, когда рядом никого нет, нет взрослых, контролирующих ребенка. И я бы сказал, что такой опыт – это секретный ингредиент детства.

Я слышал, что в России детям можно оставаться одним. Нет закона, запрещающего до какого-либо возраста детям находиться без родителей. Но я думаю, что за последние 10-20 лет родители действительно стали давать детям меньше свободы, по крайней мере, в Англии, Америке и Австралии. Это глобальное изменение. Раньше для большинства детей детство не было таким, и я считаю, что этому уделяется недостаточно внимания. , и попытаться что-нибудь с этим сделать. Детей сегодня «держат в заключении», и нам нужно сделать так, чтобы у них было больше свободы.

Как вы объясняете родителям, что нужно что-то менять? strong>

Дайте детям свободу - сделайте город дружественным к детям

Эта проблема исходит не только от родителей. Я имею в виду, что это общество позволило ему появиться. Например, в некоторых штатах Австралии разрешить своему ребенку пойти в торговый центр одному, если ему нет 11 лет, – это уголовное преступление. Так что дело не в родителях, это проблема большего масштаба.

Важно это понимать, потому что будет несправедливо просто свалить вину на родителей, говоря: «Понятие детства изменилось, и вы в этом виноваты, и лично вы должны что-то с этим сделать».

Сейчас все меняется. К примеру, ситуация на дорогах, и что родители вынуждены все больше работать, чтобы заработать на жизнь. Родители в этом не должны.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы родители не были безразличны к этой ситуации. Один из способов объяснения – это говорить с ними об их детстве. Вот вы только что рассказали мне о своем детстве. Я думаю, что вы видите разницу между вашим детством и детством современных детей. Я хочу, чтобы вы тоже не были к этому безразличны, понимаете? Может быть, ощущать этот контраст немного грустно, но все же в родителях просыпается желание что-то изменить.

И еще: нужно понять, можете ли вы получить поддержку других родителей? Одна из проблем состоит в том, что родители, которых беспокоит, что их ребенок теряет свободу, часто считают, что они так одни. Когда они дают ребенку лазить по деревьям, позволяют убегать вперед на прогулке в парке или позволяют возиться в грязи, они переживают, что другие родители осуждают их. Кстати, уже сейчас эта ситуация меняется ! В Англии, Америке, Австралии родители собираются вместе и поддерживают друг друга. Они, например, могут ходить на прогулки в парк со своими детьми.

Вот в Англии были родители, позволявшие своим детям ездить в школу на велосипеде. Это были очень продвинутые интеллигентные родители, отец семьи – адвокат. Детям было 5 и 9 лет, они учились в очень хорошей частной школе. Так вот, руководство школы угрожало сообщить социальным службам, что эти дети ездят в школу на велосипеде, и таким образом их родители проявляют жестокость. Но родители решили отстаивать свою позицию: они обратились в местные газеты и заявили, что все это — безумие. Вся эта история закончилась тем, что мэр Лондона сказал: «Родители имеют право разрешать своим детям ездить в школу на велосипеде». У меня даже есть вырезка из газеты с этим сюжетом.

Важно, что родители сказали: «Это зашло слишком далеко, если наши дети хотят ездить в школу на велосипеде, мы будем рады, чтобы они ездили в школу на велосипеде, это наше решение». Я хочу сказать, что эти родители стоят на передовой линии нового, скажем так, движения.

Я вспомнил еще один пример того, как родители пытаются дать своим детям больше свободы. В Англии проводится кампания организации Play «Игра на улице». Идея состоит в том, что родители могут договориться с другими жителями их улицы, с местными властями, и заключить соглашение о прекращении движения транспорта по этой улице на 2 часа в учебные дни или в выходные, просто чтобы дети могли выходить на улицу и играть. Для этого всего-навсего нужно, чтобы на разных концах улицы стояли два человека в куртках со светоотражающими элементами. На улицу нельзя заехать, в крайнем случае можно очень медленно припарковаться, но никакого сквозного проезда. Зато все дети могут выйти на улицу и играть.

Этот пример показывает, что кампания распространяется на достаточно большие расстояния и довольно быстро. Игра с объединяет родителей, которые говорят: «Очень важно, чтобы дети выходили на улицы и свободно играли. Автомобильное движение препятствует этому, и мы пытаемся что-то изменить, чтобы устранить эту проблему».

Я думаю вот что: московские родители боятся доверить своим детям какие-то дела, которые они могли бы сделать самостоятельно, только потому, что сейчас полно информации об ужасных историях, связанных с детьми.

Это верно. Но я думаю, что большинство родителей хотят, чтобы их дети были уверены в себе, были бы жизнерадостными, да? Они не хотят, чтобы их дети испытывали страх, глядя в окно. Поэтому мой вопрос к родителям, которые все время пытаются держать своего ребенка ближе к себе: «Когда вы собираетесь отпустить своих детей? Вы хотите дождаться, пока они станут подростками? А потом они будут бить глазами, не понимая того, что происходит вокруг, мир для них будет очень странным и совершенно незнакомым».

Я считаю, что ждать, когда ребенок станет подростком, нельзя; тогда будет уже слишком поздно. Не знаю, как в России, но в Великобритании сейчас появляется все больше проблемных подростков. У них депрессии, повышенная тревожность и страх окружающего мира, они выходят из-под контроля и создают проблемы себе и окружающим.

Они хотят сделать сразу все то, чего не могли сделать в детстве?

Да, а еще они не знают, как себя вести в целом. Скорее всего, они чувствуют, что из соображений безопасности им нужно держаться вместе, поэтому собираются крупными компаниями. Эти подростки не обязательно имеют какие-то плохие намерения, но проблема в том, что они никак не взаимодействуют с детьми помладше или со взрослыми. Они практически одержимы идеей, что не могут никому доверять и что никто не доверяет им.

И еще раз: эта проблема касается не только родителей. В нашем обществе и культуре принято, что маленькие дети не должны выходить из дома, самостоятельно исследовать окружающий мир, и не могут узнавать, как устроена жизнь в городе, не могут знакомиться с новыми людьми и учиться тому, как вести себя в обществе. В результате, когда они становятся подростками, им приходится решать незнакомые задачи.

Что мы знаем о подростках? У меня дочь подросткового возраста. У них полно всяких хлопот: все, что касается жизни подростков, связано с социальной жизнью. Они хотят проводить время с другими подростками, они борются за позицию в обществе: «Я лучше тебя. – А у меня больше друзей» и все такое. Все, что имеет для них значение – это социальная жизнь и их отношения с такими же подростками, как и они. У них просто нет ни времени, ни свободного места в голове для того, чтобы узнавать еще и другие вещи. Поэтому лучше, когда они учатся всем этим вещам, даже самым простым из них, в детстве: как следить за собой, как добраться до магазина, в свою школу, как пользоваться метро.

В Англии, не знаю как в России, родители боятся незнакомцев, боятся преступника, который схватит их ребенка и утащит прочь. Таков сказочный монстр. Мы знаем одно: это происходит так же редко, как молния поражает человека. Но это случается, и мы читаем об этом в газетах и ​​ужасаемся. Ленор Скенези считает, что если бы она даже специально попыталась поставить своего ребенка в позицию, при которой он обязательно был бы похищен и убит незнакомцем, ей бы пришлось ждать миллион лет, настолько это маловероятно.

Конечно, никто не может гарантировать родителям, что с их ребенком такое никогда не произойдет. Сегодня через СМИ мы все чаще узнаем об ужасных вещах, случающихся с детьми на другой стороне Земли. Когда мы читаем такие истории, мы настолько четко представляем себе ужасные события, которые происходили с этими людьми, что у нас возникает ощущение, будто мы с ними лично знакомы.

Возможно, найдутся родители, которые согласятся с такими доводами и смогут заявить: «Знаете что может мне не стоит так волноваться об этом? Может, мне стоит больше волноваться о том, что мой ребенок, став подростком, может ввязаться в драку, потому что не знает, как себя правильно вести, или доберется до наркотиков и алкоголя?». Статистика по подросткам, умирающим от алкогольного отравления, или принимающих тяжелые наркотики, послужила бы хорошим аргументом.

Есть ли статистические данные по тому, какое количество детей, не встречавшихся с реальным жизнью в детстве, оказываются в подобных ситуациях?

Есть исследование, демонстрирующее, что детей, которых чрезмерно опекали родители, чаще дразнят в школе. Но это только гипотеза, она не подтверждена. Исследование, о котором я говорю, очень маленькое. Но, конечно, есть психологи, которые с этим согласны. Элен Сандсетер – ученый из Норвегии, последние 2-3 года много писала о чрезмерной родительской опеке. Она в основном рассматривает этот вопрос с теоретической точки зрения. Многое она объясняет через идеи, взятые из психологии. Например, когда дети играют, они любят, когда им немного страшно: они специально ходят в темные места. Элен считает, что это вызвано тем, что дети практикуются в том, как нужно опасаться, как чувствовать. Им это необходимо для того, чтобы понимать, что это нормально – быть немного испуганными. То есть они тестируют свои собственные эмоции.

Мой сын очень любит проявлять свою самостоятельность, и когда он чего-то хочет, мы говорим, чтобы он сделал это сам, например: «Пойди в магазин и купи это, если тебе хочется».

Сколько ему лет?

Ему пять лет.

А как он реагирует?

«Мама, нет, я не могу, потому что дети не ходят сами в магазин». И я спрашиваю, почему? «Потому что полицейские меня поймают». Однажды мы шли по парку и мой сын шел впереди меня – действительно охрана парка остановила его и начала спрашивать: «Где твои родители?». Я всегда прошу его делать что-то самостоятельно, даже если знаю, что он этого не сделает. Я хочу, чтобы сын знал, что он может все это сделать, что я доверяю ему, и что, когда он будет готов это сделать, он сможет.

Да, я думаю, что это хороший подход. Большая часть моей работы все-таки сосредоточена не на родителях, а на различных учреждениях, правительстве, учителях, СМИ, муниципалитетах. Работая с ними, я стараюсь сделать так, чтобы родителям было легче давать детям больше свободы.

Я не считаю, что это мое дело – говорить родителям, как им обращаться со своими детьми. Более того, мне кажется, что одна из проблем современного мира состоит в том, что слишком много людей пытается указывать родителям, как им обращаться со своими детьми. И я не хочу присоединиться к таким людям.

Интересы, мысли и философия родителей отражаются на их детях. Возможно, дети даже наследуют какие-то вещи биологически, не буквально, они не запрограммированы, но некоторые черты характера передаются генетически. Я полагаю, что все это нормально. Но повторюсь, я бы сказал любому отцу: «Подумайте о том, где бы вы хотели, чтобы ваши дети оказались, когда они вырастут. Хотите ли вы, чтобы они стали человеком, у которого есть базовое понимание того, что они могут позаботиться о себе, что они могут быть активными, что они могут контролировать свою жизнь, и что мир – это удивительное место, полное приключений и новых открытий? Или вы хотите, чтобы, когда ваш ребенок вырастет, он чувствовал, что мир – это опасное страшное место, где случаются только плохие вещи». Вот что я сказал бы родителям?

Вам не кажется, что когда вы говорите об огромной пользе, которую приносят игры на улице, это звучит слишком многообещающе? Я слышала от родителей, которых знаю лично, что они не хотят, чтобы их дети играли сами на улице. Они говорят: «Хорошо, когда я был маленьким, я много играл и гулял во дворе. Я не стал благодаря этому более общительным или счастливее, также я не стал более целостной личностью».

Да, конечно, это не панацея. На моем воркшопе на Урбанистическом форуме в начале, я попросил всех присутствующих в комнате (там было около 50-60 человек), подумать об их любимом детском месте для игры, представить его, обернуться к сидящему рядом человеку и описать это место. И потом я задал им два вопроса: «Это место было на улице?». В ответ все подняли руки. Следующий вопрос был: «Это место находилось где-то, где не было прямого наблюдения взрослых?». И снова все подняли руки. Так что, конечно, вы правы: игры на улице не гарантируют того, что все станут супер-уверенными в себе и не будут особенно переживать во взрослой жизни. Каждый может оглянуться на свое детство и понять это. Но все равно, практически любой взрослый человек в разговоре со мной соглашается, что самое лучшее и самое ценное, что у него было в детстве – это то, что я называю ежедневными приключениями – пространство и время, когда ситуацию контролирует ребенок, а взрослые будто отходят. на задний план.

Причем эти приключения существуют не обязательно в рамках игры, они могут происходить по дороге в школу или дом, например, когда поднимаешься на чердак. Благодаря этому можно почувствовать свои возможности, ощутить увлекательную непредсказуемость момента. Благодаря этому можно понять, что тебе интересно, что имеет значение для тебя. Если ты любишь искать жучков в грязи, ты можешь заняться этим, если ты любишь рисовать, можешь порисовать, если ты любишь драться с друзьями – дерись. Мы называем это «куча-малая», игра-драка…

Что вы думаете о «поточном» состоянии, когда ребенок в процессе игры абсолютно теряется во времени?< /strong>

Я думаю, это показывает, насколько увлекательным дети считают игровой опыт. Но я больше заинтересован не столько идеей потока, сколько идеей того, что во время игры дети учатся управлять своими эмоциями.

Есть такой ученый Брайан Саттон-Смит, он изучает игру в течение 50 лет. Так вот он считает, что когда дети играют, они получают ценный опыт, связанный с эмоциональным возбуждением. Хорошо приспособленный к жизни человек умеет управлять своими эмоциями: если мы сильно злимся, мы можем придумать, как справиться с гневом, если мы очень расстроены, мы можем контролировать наши эмоции.

Брайан Саттон- Смит говорит о том, что, неважно в какие игры дети играют – решение головоломки, лазание по деревьям или игра-драка, все что угодно, – в любом случае кроме самой игры, на каком-то другом уровне дети получают неосознанное удовольствие от своей способности. управлять эмоциями. Они узнают, что значит скучать, быть испуганным, разочарованным или несчастным.

Маша Варанд и Надежда Павловская,  http://kidsters.ru

(Перевод с русского, сокращенно)

Справка

Тим Гилл — специалист по правам детей, почетный доктор Университета Эдж Хилл, бывший глава совета организации Play Англии

Тим Гилл занимается изучением особенностей повседневной жизни детей: их игровым поведением, досугом, отношениями с людьми и окружающим миром. Гилл выступает на радио и телевидении, консультирует правительство и частные компании по правам детей, проводит дискуссии и воркшопы в разных странах мира, включая Америку, Японию, Австралию и европейские страны. Гилл утверждает, что дети и подростки становятся счастливее, если не испытывают постоянного давления и контроля со стороны взрослых. Чтобы развивать творческий потенциал детей, Гилл предлагает уделять особое внимание организации игровых и рекреационных пространств. Свою концепцию «детства и свободы» он изложил в книге «Нет страха», опубликованной в 2007 году.